ЕЛЛАДИЙ

ЕЛЛАДИЙ – священномученик (память 28 мая; память в Греческой церкви 27 мая), время и место жизни исследователям неизвестны. Согласно Синаксарю Константинопольской церкви (конец X в.), Елладий был архиереем, за своё благочестие подвергся различным мучениям. В Минологии Василия II и в «Синаксаристе» Никодима Святогорца его мучители названы «правителями». Уточняется, что Елладий боролся с ересью (не названа), во время пытки огнём остался невредимым, умер от побоев. По мнению исследователей, Мученичество Елладия существовало, но было утрачено. Источники, на которые опирались болландисты при публикации сказания о Елладии в «Acta Sanctorum», сообщают, что святой пострадал на Востоке от идолопоклонников. В службе Елладию, опубликованной вместе со сказанием, сообщается, что в темнице, где он томился за отказ принести жертвы идолам, его посетил Сам Господь и исцелил его раны. В палестино-грузинском синаксаре память Елладия находится под 16 или 17 мая. В византийских рукописях краткое Мученичество Елладия помещено под разными числами. В Синаксаре Константинопольской церкви и в некоторых списках Типикона Великой церкви (X–XI вв.) – под 27 мая, в синаксарях семейства В и D (по классификации Ипполита Делеэ) – под 28 мая, в стишных синаксарях и в греческой печатной Минее (Венеция, 1588 г.) – под 29 мая. В «Синаксаристе» Никодима Святогорца и в современных календарях Греческих церквей Мученичество Елладия помещено под 27 мая. В Великих Минеях Четьих память Елладия – под 28 мая, под этим же числом память мученика находится в современном календаре РПЦ. В Типиконе Великой церкви IX–XI вв. память Елладия не отмечена. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Елладия не указана, но в рукописных славянских Минеях студийской традиции (например, Исторического музея) память Елладия отмечается 27 мая; последование Елладия состоит из канона, цикла стихир и седальна. Согласно Евергетидскому Типикону второй половины XI в., память Елладия празднуется 27 мая; указаны канон авторства Феодора Студита, четвёртого гласа, цикл стихир, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. память Елладия отмечается 27 мая без богослужебного последования. В ранних редакциях Иерусалимского устава Елладий не упоминается. В первопечатном греческом Типиконе (Венеция, 1545 г.) память Елладия празднуется 28 мая; назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В русских изданиях богослужебных книг, начиная с первопечатного Типикона (М., 1610 г.) и до настоящего времени, память Елладия отсутствует. Последование Елладию, содержащееся в современной греческой Минее 27 мая, включает анонимный канон четвёртого гласа, без акростиха, ирмос (начало: «Придите богоподобающе»); цикл стихир; седален. В рукописях этот же канон может иметь надписание «Агиополита», что свидетельствует об иерусалимском происхождении канона, иной ирмос первой песни (может содержать вторую песнь и большее число тропарей).

 
PR-CY.ru