ЕЛЛАДИЙ

ЕЛЛАДИЙ (XII–XIII вв.?) – преподобный (память 4 октября, 28 сентября – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю вторую Великого поста – в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. О жизни Елладия исследователям ничего не известно, его мощи почивают в затворе в Ближних (Антониевых) пещерах. Самое раннее упоминание о Елладии встречается в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (Киев, 1638 г.), где он называется постником и чудотворцем. Общецерковное почитание Елладия установлено указами Святейшего Правительствующего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в том числе Елладия) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. было установлено празднование Собору всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. Елладий как чудотворец упоминается в шестом тропаре седьмой песни канона преподобным отцам Ближних пещер. В иконописном подлиннике конца XVIII в. о внешнем облике Елладия сказано: «Рус, аки Флор, на плечах клобук черн, обе руки у сердца накрест, риза преподобническая, испод бакан» (Библиотека Академии Наук). Возле мощей Елладия, почивающих в затворе, находится поясной прямоличный образ начала XXI в. (по мнению исследователей, выполнен на основе более раннего изображения работы мастеров Киево-Печерской лавры): Елладий с прямой седой бородой, в тёмной мантии и клобуке, с большой книгой в правой руке. Елладий изображается в композиции «Собор Киево-Печерских святых», в левой группе преподобных Ближних пещер (за Антонием Киево-Печерским), обычно как средовек с непокрытой головой (клобук на плечах), русыми волосами и небольшой бородой. Он представлен, как правило, в шестом ряду крайним справа, например, на иконе второй половины XIX в. (Саратовский государственный музей), на эмалевом образе третьей четверти XIX в. (Нововалаамский монастырь, Финляндия), на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (Государственный литературный музей, Российская государственная библиотека – волосы на прямой пробор, окладистая борода, надпись на нимбе: «пр. Елладiй затворн.»). На раскрашенной гравюре первой трети XIX в. (Государственный литературный музей) святой поименован как «пр евлагги зат», на иконе первой половины XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (музей Андрея Рублёва) – как «пре евларiй затв.». На раскрашенной гравюре первой четверти XIX в. (Российская государственная библиотека) он показан в клобуке, повернувшимся к Алексию Киево-Печерскому (надпись: «пре евларiи»). На раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (Государственный русский музей) Елладий – третий слева, в клобуке, надпись: «пре. Елладiи». На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма монахини Иулиании (Соколовой) 1934 г., начала 1950 гг., конца 1950 гг. (ризница Троице-Сергиевой лавры) фигура Елладия расположена в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер, как и на списках образа 1997, 2002 гг. (церковь Николая Чудотворца в Клённиках, церковь Воскресения Христова в Сокольниках в Москве) и др. Елладий с непокрытой головой и руками возле груди (десница развёрнута ладонью) вместе с образами преподобных Онисима и Аммона Киево-Печерских введена под 4 октября в лицевые святцы русских святых, созданные монахиней Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание).

 
PR-CY.ru