Словарь по христианству Е ЕЛЕВФЕРИЙ

ЕЛЕВФЕРИЙ

ЕЛЕВФЕРИЙ (IV в.) – мученик Персидский (память 13, 14 апреля). Согласно краткому синаксарному сказанию, Елевферий по происхождению был перс. Уверовав во Христа, он пришёл к Персидскому епископу Симеону (память 17 апреля), чтобы тот наставил его в христианском учении. Вернувшись домой, Елевферий проповедовал приходившим к нему язычникам, многих обратил к вере и крестил. Об этом было доложено царю, который приказал схватить Елевферия. На допросе, видя непоколебимость мученика, царь передал его верховным жрецам и повелел им заставить Елевферия отречься от Христа. После долгих мучений Елевферий был обезглавлен. Особенностью синаксарного сказания является изложение проповеди Елевферия в формулировках, близких к определениям четвёртого Вселенского собора (451 г.). Леонтопольский митрополит Софроний (Евстратиадис) сообщает, что в рукописи Великой Лавры XIV в. содержится сказание о Елевферии и Зоиле Римлянине, согласно которому они добровольно предстали перед правителем города и обвинили его в нечестии и отступничестве. Тогда правитель приказал колесовать Елевферия. Видя стойкость мученика, Зоил не поддался на уговоры идолопоклонников и после долгих пыток оба были усечены мечом (в двустишии Зоилу говорится, что он был повешен на древе). Болландист П. Петерс отождествляет Елевферия с мучеником Азатом (Азадом, Гухиштазадом), евнухом персидского царя Шапура II (309–379 гг.), упоминаемым в Житии Симеона Персидского. Имя Азат в персидском языке соответствует греческому Елевферий (свободный) и является составной частью имени Гухиштазад, первая часть которого, означающая «лучший», по мнению исследователей, могла опускаться. Другим основанием для отождествления послужил фрагмент Мученичества Махдукта, Адхурпарва и Михрнерсеса, пострадавших в 318 г. в г. Карка-де-Ледан. Спасаясь от преследований, мученики укрылись в пещере на горе Берайн. Тогда царь Шапур II отправил на их поиски одного из своих придворных евнухов – Гухиштазада. Однако святые обратили его ко Христу и, предсказав ему мученическую кончину, направили к Симеону Персидскому, чтобы тот крестил его. В Синаксаре Константинопольской церкви (конец X в.) память Елевферия отмечена 14 апреля; в Минологии императора Василия II (конец X – начало XI вв.) – 13 апреля.

 
PR-CY.ru