ЕЛЕВФЕРИЙ - Страница 2

Когда же среди турнакских язычников разразилась эпидемия, они, полагая, что в этом виноват Елевферий, схватили его. Святитель был заключён в темницу, но спасся при помощи ангела. Вернувшись домой, Елевферий стал молиться об обращении трибуна ко Христу. Через некоторое время горожане уничтожили идолов и решили убить трибуна за то, что тот притеснял святителя. Трибун пришёл к Елевферию, моля о прощении. После семидневного поста он принял крещение вместе со всеми язычниками. Затем Елевферий торжественно вступил в город и учредил там кафедру. Перед смертью святитель вернулся в селение Бландиний; во время похорон присутствовавшие видели, как ангел возносил душу Елевферия на небеса. Заупокойную литургию совершил прибывший из Новиомага Медард. Историческая ценность значительной части сведений, приведённых в Житии, по мнению исследователей, невелика. По мнению болландистов, описанное в Житии гонение на христиан имело место в 486 г., во время конфликта между королём франков Хлодвигом I и правителем Свессионы (ныне Суасон) Сиагрием. Строительство церкви в Бландинии и рукоположение епископа следует, по их мнению, приписать заступничеству королевы Клотильды, супруги Хлодвига. Ряд исследователей считают, что кафедра в Турнаке была учреждена св. Ремигием, епископом города Ремы (ныне Реймс), поскольку Турнак входил в провинцию Белгика. Вторая с центром в Ремах. Согласно другой версии, Елевферий перенёс в Турнак кафедру из Вироманда (ныне Верман, Франция). Второе Житие Елевферия, которое приписывается канонику Генриху, было составлено в 1141 г. Исследователи полагают, что его автором был Гериман, аббат монастыря св. Мартина в Турне и составитель хроники «Турнакская история» (около 1130 г.). В этом Житии описываются многочисленные чудеса, неизвестные составителю первого Жития. В частности, там уточняется, что Елевферий занимал кафедру на протяжении сорока лет. В это время среди клириков Турнака начала распространяться ересь сомнения в истинности воплощения Христа и Его непорочном рождении. В десятый год пребывания на кафедре, при папе Римском Анастасии II (496–498 гг.), Елевферий убедил еретиков вернуться в лоно церкви «и на той же неделе крестил более 11 тысяч человек». Святитель составил особую проповедь против ереси и представил папе Симмаху (498–514 гг.), который одобрил сочинение. От папы Гормизда (514–523) Елевферий получил мощи Марии Египетской и первомученика Стефана, которые ко времени составления Жития хранились в Турне. Когда же в городе вновь появились еретики, Елевферий созвал Собор и произнёс исповедание православной веры. Посрамлённые еретики были вновь изгнаны из города и попытались убить святителя на выходе из церкви. Ряд подробностей добавлен также к описанию кончины Елевферия.

 



 
PR-CY.ru