ЕЗР I ПАРАЖНАКЕРТЦИ

ЕЗР I ПАРАЖНАКЕРТЦИ (ум. в 641 г.) – армянский католикос (630–641 гг.). Родился в гаваре Ниг (область Айрарат), в селе Паражнакерт. Время католикосата Езра I Паражнакертци приходится на арабо-византийское противостояние на территории Армении, когда Византия была единственной союзницей армян в борьбе с мусульманским миром. После победы Византии в войне с Персией (629 г.) византийский император Ираклий пользовался всеобщим признанием на христианском Востоке как освободитель Животворящего Креста, захваченного персами и возвращённого Ираклием в Иерусалим. Император стремился к диалогу с монофизитами, исходным пунктом которого было богословское определение о «едином действии (энергии) Христа», ставшее основой ереси монофелитства. По инициативе императора Ираклия около 633 г. был созван Собор Армянской церкви в Карине (ныне Эрзурум, Турция), в котором участвовали 193 армянских и греческих епископа. Несмотря на то что в эти годы император Ираклий и Константинопольская церковь активно использовали монофелитство в качестве идейной основы для объединения с монофизитами Сирии и Египта, на Каринском соборе это учение не обсуждалось. Исследователи видят объяснение этому в своеобразии Армянской церкви, которая никогда не поддерживала полного канонического общения с Яковитской церковью в Сирии и развивалась автономно. В Армении не признавалось учение ведущего монофизитского богослова Севира Антиохийского, поэтому концепция «единой воли», важная для севириан, видимо, отсутствовала у армянских богословов. Однако в Карине не было предложено никакого компромисса между вероисповеданиями Армянской и Константинопольской церквей. Армянские источники оценивают Каринский собор как акт полного принятия Армянской церковью вероопределений четвёртого Вселенского собора в Халкидоне (451 г.). На Каринском соборе в литургическом обиходе Армянской церкви было сохранено прибавление к Трисвятому фразы «распятый за нас» и принят обычай смешивать вино с водой во время таинства евхаристии. Армянские источники в зависимости от конфессиональной принадлежности их авторов по-разному оценивают роль Езра I Паражнакертци в проведении Каринского собора. Монофизитские армянские источники (историки Себеос, Ованес Драсхнакртци, Асолик) представляют единение с Константинопольской церковью как решение, которое Езр I Паражнакертци навязал церкви. Халкидонитские армянские источники («Повествование» католикоса Арсена, «Послание» Псевдо-Фотия) считают Каринский собор результатом национального согласия. Тем не менее, в VII в. православное халкидонское вероучение, принятое Каринским собором по инициативе Езры I Паражнакертци, было официальным вероисповеданием Армении. Езр I Паражнакертци был известен и уважаем за активную благотворительную и строительную деятельность (реставрировал кафедральный собор в Эчмиадзине, храмы св. Рипсиме и св. Гаяне). Умер в глубокой старости, похоронен в Двине.

 
PR-CY.ru