ЕВНАПИЙ САРДСКИЙ

ЕВНАПИЙ САРДСКИЙ (345/346 или 349 – после 414 гг.) – греческий историк, язычник. Сведения о жизни Евнапии Сардском содержатся в его сочинениях, а также в «Библиотеке» Константинопольского патриарха Фотия (IX в.). Евнапий Сардский почти всю жизнь прожил в Сардах (Лидия; ныне Сарт, Турция). В 360 гг. учился в Афинах риторике у Проересия, философии и медицине; познакомился с философом Орибасием из Пергама (приближённый императора Юлиана Отступника), под влиянием которого стал убеждённым сторонником неоплатонизма и древней эллинской языческой религии. Завершив обучение у Проересия, Евнапий Сардский намеревался совершить поездку в Египет (около 367 или 370 г.), но родители уговорили его вернуться в Сарды и стать профессиональным софистом (адвокатом). В последующие годы Евнапий Сардский сблизился с родственником философом Хрисанфием, который при императоре Юлиане исполнял должность верховного жреца Лидии. Из трудов Евнапия Сардского полностью сохранились «Жизнеописания философов и софистов», написанные в 399 г. или несколько позднее. В них подробно воссоздана атмосфера интеллектуальной жизни вне христианских общин на Востоке в IV в., содержится информация о Плотине, Порфирии, Ямвлихе, Максиме, Орибасии, Хрисанфии, Юлиане Отступнике и других философах того времени. «История» Евнапия Сардского в 14 книгах была завершена к 414 г.; сохранилась во фрагментах, в составе византийского лексикона «Суда» (X в.). Работа представляет собой продолжение труда Дексиппа (сохранилась также во фрагментах). В истории Римской империи с 270 г. до 410 гг. Евнапий Сардский симпатизировал язычеству, наиболее подробно описал время правления императора Юлиана Отступника, резко критиковал политику императоров-христиан Феодосия I Старшего, Аркадия, Пульхерии. Труд оказал большое влияние на византийского историка Зосима (начало VI в.), который включил почти без изменений в своё сочинение многие отрывки из работы Евнапия Сардского.

 
PR-CY.ru