ЕПИСКОПОПУЛЫ

ЕПИСКОПОПУЛЫ Антоний (отец) и Венедикт (сын; XVI – начало XVII вв.) – греческие кодикографы, протопсалты, мелурги, исследователи церковной музыки. Были известны в кругу учёных Венеции и придворных Европы, где получили музыкальное образование. Занимались изучением произведений древних византийских мастеров, анализом современных музыкальных сочинений, а также теорией и практикой церковного пения. По мнению исследователей, сыном Антония был также Леонт, протопсалт и мелург из города Канеа (Кидония, ныне Ханья, остров Крит); ему приписывается сочинение причастна четвёртого гласа. Антоний служил «протопсалтом и руководителем хора Кидонии» и умер в последнее десятилетие XVI в. Венедикт, протоиерей в соседнем городе Ретимо (ныне Ретимно), как полагают исследователи, скончался в начале XVII в. Другой сын Антония, Иаков, в письме папе Римскому Григорию XIII в 1584–1585 гг. рекомендовал брата Венедикта как «греческого музыканта, достойнее которого не нашлось бы никого в Греции», однако добавлял, что «первым музыкантом на всех Критских островах остаётся его отец». Музыкальный стиль Антония переняли его дети, а также ученики Венедикта, что способствовало развитию церковной музыки на Крите, прерванному в 1669 г. турецким завоеванием острова. Единственная известная исследователям певческая рукопись Антония, датируемая 1570–1590 гг., содержит только часть произведений мелурга, хотя впоследствии его сочинения копировались в десятках других критских рукописей. Некоторые произведения сохранились в кодексах 1568 г. (судя по ремарке, создан в Венеции совместно с Венедиктом) и 1569 г., в рукописи из собрания Грицаниса в критской Анфологии (1617 г.), как полагают исследователи, также середины XVI в. В различных «Анфологиях» сочинения Антония приводятся с указанием даты создания (например, «сочинено в Кидонии Антонием Епископопулом, протопсалтом, в 1569 году, в январе месяце»). Антоний сотрудничал с критскими гимнографами и учёными, в Венеции собирался издать книги с последованиями православных служб (об осуществлении замысла сведений не сохранилось). Его музыкальная деятельность заключалась в переработке древних мелодий византийского периода согласно собственным представлениям, таким образом, он ввёл в церковный обиход множество сочинений для вечерни, утрени и литургии (среди которых – распетый Символ веры, особо отмеченный в рукописях), а также песнопения других певческих книг («Стихираря», «Матиматария» и др.). После смерти отца Венедикт занимал должность протопсалта в Канеа, затем в соборе св. Георгия в Венеции и впоследствии на Сицилии; преподавал пение на Крите (его учеником был Димитриос Тамиас), позднее (как полагают исследователи, около 1591 г.) служил протопсалтом в Кандии (Хандаксе, ныне Ираклио, остров Крит). В 1580 г. в Венеции Венедикт издал «Евхологий», содержавший уставные последования Великой церкви. Появление этого издания подчёркивало значение православия, поскольку священники Ретимо в этот период выступали за права православных на Крите вопреки притеснениям венецианских правителей. По мнению исследователей, автографом Венедикта является одна из ранних «Анфологий», составленная около 1600 г. (несколько листов утрачено). Венедикт, так же как и его отец, перерабатывал древние мелодии и сочинения новых авторов. Его собственные композиции представляли собой новый тип музыкальных сочинений, например, воскресные каноны полностью в калофоническом стиле (около 1600 г.), мелос для всех икосов Акафиста Пресвятой Богородице (конец XVII – начало XVIII вв.) и другие сочинения, включённые во многие критские рукописи до начала XVIII в. Он является автором рукописей с юридическими текстами (1571 г.), певческой (1591 г.) и критской с «Анфологией». Музыкальные сочинения Епископулов не были переведены в нотацию Нового метода.

 
PR-CY.ru