ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ - Страница 80

Среди памятников XIX в. наиболее значительным, по мнению исследователей, является комплекс иконостаса церкви великомученика Георгия в Раифе, который был создан вскоре после 1879 г., по-видимому, в мастерской Василия Макаровича Пешехонова в Санкт-Петербурге. В этой же мастерской написана большая икона великомученицы Екатерины, в серебряном окладе, находящаяся в соборе над входом в придел Раифских и Синайских мучеников. После учреждения в Киеве в 1744 г. Синайского подворья в монастырь стали попадать произведения художественной культуры, созданные, главным образом, в художественных мастерских Киево-Печерской лавры. Среди них – многие памятники иконописи и живописи имеют автограф мастера. Наиболее ранними являются парные иконы Христа и Богородицы в местном ряду иконостаса придела Раифских и Синайских мучеников в кафоликоне, выполненные в 1754 г. художником Стефаном по заказу синайского архимандрита Германа. Первоначально комплекс состоял из трёх икон и включал также образ «Двенадцать апостолов», местонахождение которого в настоящее время исследователям неизвестно. Имя мастера Стефана (Стефан Лубенский?) встречается на одном из рисунков иконописной мастерской Киево-Печерской лавры, датированном 1753 г. Икона киевского иконописца Антона Петушинского «Великомученица Екатерина, в Житии» 1798 г. находится в монастырском храме Живоносного Источника. В малом храме апостола Иоанна Богослова размещён комплекс местного ряда иконостаса («Христос Вседержитель», «Богоматерь Черниговская-Ильинская», «Великомученица Екатерина», «Святой Иоанн Предтеча»), написанный в 1838 г. по заказу синайского архимандрита Кирилла известным исследователям киевским мастером О.А. Белецким, который работал для Киевского архиерейского дома Киево-Печерской лавры и подписные работы которого в украинских собраниях не сохранились. Аналогичный по составу и иконографии комплекс, выполненный в 1844 г. также по заказу архимандрита Кирилла для монастыря великомученицы Екатерины, ныне находится в церкви пророка Моисея в женском монастыре в оазисе Фейран. Его автор – киевский иконописец Феодот (фамилия в подписи утрачена). К живописным произведениям в масляной технике на холсте, связанным с киевской традицией, исследователи относят яркий пример примитива – полотно «Кончина преподобного Онуфрия» (рубеж XVIII и XIX вв.), находящееся в храме св. Трифона над монастырской костницей.

 



 
PR-CY.ru