ДОЙЕВЕРД Герман - Страница 2

В духе кайперианского сферного подхода Г. Дойеверд выделил 15 иерархически упорядоченных сфер бытия, подчинённых власти Бога, кроме Которого ничего не является самодостаточным и не может претендовать на «суверенность» вне своей сферы. Он отрицал значение естественного откровения и основанной на нём теологии, авторитет законов логики как приложимых не только к творению, но и к Богу, хотя и считал внутреннюю непротиворечивость знания важнейшим критерием его истинности. В то же время  Г. Дойеверд придавал большую эпистемологическую значимость внутреннему свидетельству Святого Духа. Эти взгляды, близкие к экзистенциализму, диалектической теологии и некоторым течениям американской теологии, критиковались другими кальвинистами, которые считали их недостаточно библейски обоснованными. Идеи Г. Дойеверда и кружок его последователей оказали влияние на таких крупных мыслителей-кальвинистов, как К. Ван Тил, Xендрик Рокмакер и Ф. Шейфер. Из трудов Г. Дойеверда наиболее известна четырёхтомная «Новая критика теоретической философии». Самая известная часть его работы посвящена трансцендентальной критике западной мысли, на основе тщательного анализа западной философской традиции. Г. Дойеверд спрашивает: «Если философия опирается на разум, как можно объяснить то, что разные философские школы никогда не соглашаются друг с другом?» Его ответ заключается в том, что мышление людей зиждется не на беспристрастном разуме, а, скорее, на религиозных убеждениях. Показав (по крайней мере, со своей точки зрения) неубедительность различных философских направлений, Г. Дойеверд попытался создать христианскую философию, способную отразить мир во всей его целостности. С этой целью он строит сложную иерархическую систему взаимосвязанных многоаспектных сфер, составляющих, по его представлениям, базис мироздания и представляемых всё более усложняющимися структурами. Работы Г. Дойеверда могут вызвать немало критических замечаний, однако он считается единственным мыслителем, воспитанным консервативной христианской общиной, который попытался ответить на интеллектуальные запросы современности, оставаясь верным своим религиозным корням. Ценность его трудов не столько в предложенных им ответах, сколько в фундаментальных подходах; кроме того, он являет собой пример христианского философа, который не боится творческого столкновения с современной мыслью.



 
PR-CY.ru