ДИКТАТ ПАПЫ - Страница 2

Основываясь на «Лжеисидоровых декреталиях», «Диктат папы» на не только провозглашает вселенское главенство и непогрешимость понтифика, но и закрепляет право папы созыва Собора, посвящения епископов и их низложения. Григорий VII вначале постарался заполучить неограниченную власть в церковном правлении. Последовавшие один за другим Соборы приняли строгие постановления, направленные против симонии и против браков священников. Введение целибата (безбрачия священников) ставило перед собой цель прервать общность интересов, существовавшую между клиром и светским обществом. «Диктат папы» гласит, что безбрачие священников – это не Божья воля, а церковный закон. Евангелия не запрещают брачную жизнь; они всего лишь советуют некоторым (особо к этому расположенным) соблюдать девственность. Первая церковная регламентацией была установлена на Эльвирском соборе (около 300 г.): 33-й канон под угрозой исключения из духовного сословия запрещает епископам, священникам и диаконам жить вместе со своими жёнами. В период укрепления церковной иерархии (например, на Никейском соборе) во вселенской церкви ещё не удалось принять решения о целибате. На Востоке это положение сохранилось без изменений, в латинской церкви папы Лев I Великий (440–461 гг.) и Григорий I Великий (590–604 гг.) придали решению Эльвирского собора законную силу, распространив его на всю церковь. Однако в эпоху переселения народов, а затем в период раннего Средневековья претворить в жизнь это решение не удалось, и браки духовенства стали обычным явлением. Григорий VII и Клюнийское движение за реформы восстановили принцип целибата, стремясь осуществить его и в практической деятельности феодальной церкви. Большинство Соборов, проведённых в XI–XII вв., уже высказались за отмену браков для лиц духовного сословия. Второй Латеранский вселенский собор в 1139 г. провозгласил, что носители высокого сана (епископ, священник) не могут вступать в брак. Об этом вновь было заявлено на Тридентском вселенском соборе (1545–1563 гг.), который объявил целибат догматом. Несмотря на то что на протяжении всей истории церкви целибат подвергался массированной критике, решение о целибате включено и в ныне действующий церковный кодекс законов. Согласно церковной концепции, между священником, находящимся в состоянии безбрачия, и Богом не стоит семья, таким образом, он может полностью посвятить себя служению Богу, его не связывают интересы семьи. Наряду с этим принятию закона о безбрачии священнослужителей в Средние века, безусловно, способствовали существовавшие церковно-организационные и экономически-властные интересы.

 



 
PR-CY.ru