ДИАТАКСИС - Страница 2

Самая ранняя известная рукопись, по мнению исследователей, – непосредственная копия автографа. Научное издание текста памятника по древнейшим и лучшим рукописям было начато Николаем Фомичом Красносельцевым (1845–1898 гг.) и продолжено Алексеем Афанасьевичем Дмитриевским (1856–1929 гг.). В тексте диатаксиса патриарха Филофея описывается совершение Божественной литургии священником в сослужении одного или двух диаконов. Вначале автор указывает, как священник должен себя готовить к служению литургии, после чего говорится о вхождении в церковь и входных молитвах, об облачении в священные одежды (на каждую из которых приводится особая формула, заимствованная из псалмов), о проскомидии, порядок которой изложен весьма пространно, о самом чинопоследовании Божественной литургии. Диатаксис патриарха Филофея оказал огромное влияние на общепринятый в православном мире формуляр литургии Иоанна Златоуста, получив во второй половине XIV в. повсеместное распространение в греческой и южнославянской церквах (около конца XIV в. – в Русской церкви, около XVII в. – в Грузинской церкви). Патриарх Филофей составил ещё один богослужебный диатаксис, который детально регламентирует совершение всенощного бдения. Сведения о порядке патриаршей литургии в Константинополе X в. сохранились в изданном Иоанном Кохлеусом латинском переводе византийской литургии того времени и в изданном Жаком Гоаром так называемом Codex Pyromalis (сходство между этими описаниями позволяет исследователям осторожно предположить, что при их создании использовался некий утраченный диатаксис). Известен устав литургии при константинопольском архиерейском богослужении XII в., а также несколько поздневизантийских описаний особенностей архиерейской службы, наиболее важным из которых является диатаксис протонотария Великой церкви диаконом Димитрия Гемиста (этот диатаксис был составлен в 1386 г. на основании литургийного диатаксиса патриарха Филофея и богослужебной традиции константинопольского храма Святой Софии). Хотя памятник во многом не самостоятелен, его изучение исследователи считают важным для истории чина патриаршего и епископского богослужения в поздней Византии. В настоящее время известно 19 рукописей диатаксиса Димитрия Гемиста, самая ранняя из которых относится к 1389 г. Первое издание диатаксиса с параллельным переводом на латинский язык было осуществлено И. Абером в 1643 г. (в конце XIX в. появились новые издания); в настоящее время священник Александр Рентель готовит современное критическое издание памятника. В 1653 г. находившийся тогда в Москве Константинопольский патриарх Афанасий III Пателларий (1634, 1652 гг.) по просьбе царя Алексея Михайловича и патриарха Никона записал порядок архиерейской литургии, который, однако, скорее всего, не вполне соответствовал типичной греческой практике того времени. Отредактированный перевод чина патриарха Афанасия III Пателлария лёг в основу нового московского издания Чиновника архиерейского служения 1668 г. (особенности этого чина доныне бытуют в русской литургической практике). Литургийные диатаксисы (в первую очередь, диатаксис патриарха Филофея Коккина и диакона Димитрия Гемиста, а также чин, составленный патриархом Афанасием III Пателларием) содержат важный материал для истории поздневизантийской и русской богослужебных традиций. Сразу после появления они прочно вошли в практику совершения Божественной литургии, а с появлением книгопечатания их уставные указания попали в стандартные издания литургийных формуляров, определяя особенности богослужения до настоящих дней.



 
PR-CY.ru