ДЖАЙНИЗМ - Страница 11

Кроме того, в иконографии каждому из 24 тиртханкаров соответствует определённый символ, изображаемый рядом с ним или вместо него: Ришабхе – бык, Аджите – слон, Самбхаве – лошадь, Абхинандане – обезьяна, Сумати – куропатка, Падмапрабхе – красный лотос, Супаршве – свастика (или нандьяварта), Чандрапрабхе – луна, Сувидхи – крокодил, Шитале – шриватса (или свастика), Шреямсе – носорог, Васупуджье – буйвол, Вимале – кабан, Анате – сокол (или дикобраз), Дхарме – ваджра, Шанти – антилопа, Кунтху – козёл, Аре – нандьяварта (рыба), Малли – сосуд, Мунисуврате – черепаха, Нами – голубой лотос, Неми – раковина, Паршве – змея, Махавире – лев. Шветамбарская ветвь современного джайнизма представлена такими школами, как муртипуджака, стханакаваси, терапантха, которые могут иметь несколько толков. Исследователи точно не знают, когда в джайнизме появилось почитание изображений тиртханкаров, но муртипуджаки, т.е. поклоняющиеся образам, составляют подавляющее большинство шветамбаров. В своих религиозных обрядах и ритуалах они используют цветы и шафрановую пасту, которыми (наряду с цветными одеждами и драгоценностями) украшают образы тиртханкаров. При поклонении (омовении, прикосновении, натирании пастой и т.д.) муртипуджаки закрывают рот, а аскеты-муртипуджаки носят мухапатти (кусок ткани, закрывающий ротоносовую область лица). Другие названия этой школы: «дераваси», «чайтьяваси» (оба названия означают «жители храмов»), «мандирмарги» (ходящие в храм) и «пуджера» (почитатели). Стханакавасины отличаются тем, что проводят все религиозные церемонии не в храмах, а в общинных домах (стханаки, или упашраи). Они отрицают почитание статуй и изображений на том основании, что подобная практика «неканонична». Они оставляют мирские имена, принимая монашество, что отличает последователей этого толка от остальных шветамбаров. Школа возникла в 1460 г. в Ахмадабаде (штат Гуджарат) в результате «иконоборческой» деятельности некоего образованного купца Лонкасаха, или Лонка. Позднее члены общины Лонки под руководством Лаваджи Риши настояли на реформах, более соответствующих учению Махавиры, чем вольный образ жизни аскетов Лонки. По численности приверженцев эта школа сопоставима с современной дигамбарской общиной. Кроме отказа от поклонения образам, стханакавасины не многим отличаются от муртипуджаков. Терапантха (букв. – тринадцатый путь) – подшкола в рамках школы стханакаваси, основанная в 1760 г. Муни Бхикханджи (позднее известным как ачарья Бхикшу). Название секты объясняется тем, что Бхикханджи сделал основной акцент на 13 религиозных принципах: пяти великих обетах, пяти видах осторожности и трояком контроле. Основные отличия: отсутствие в религиозной практике поклонения образам и наличие одного руководителя-ачарьи для всей общины (с 1994 г. общину возглавляет десятый ачарья Махапрагья). Все аскеты носят мухапатти. С целью проповеди и пропаганды джайнизма на Западе девятый ачарья Тулси добавил к традиционным группам аскетов две новые: самана (для мужчин) и самани (для женщин), которые могут пользоваться современными средствами передвижения, техникой и в исключительных случаях готовить для себя пищу (что категорически запрещено для обычных индийских аскетов – садху и садхви). Дигамбарское направление объединяет следующие школы: бисапантху, терапантху, таранапантху, гуманапантху, тотапантху и канджипантху, также включающие несколько подшкол. Сторонники бисапантхи (букв. – двадцатый путь) поддерживают институт религиозных лидеров общины – бхаттараков, почитают образы тиртханкаров и различных божеств.

 



 
PR-CY.ru