ДУХНОВИЧ Александр Васильевич - Страница 2

Он пытался открыть собственную типографию, организовать печатный орган, музей, но в 1853 г. императорским указом общество было закрыто. В 1862 г. А.В. Духнович активно участвовал в создании Общества Иоанна Крестителя. Постоянно публиковал свои статьи в различных изданиях Галиции, Закарпатья, а также в «Вестнике Юго-Западной и Западной России». Был активным деятелем русинского движения в Закарпатье, с любовью относился к России, мечтал побывать там, но это ему не удалось. Отвергал идею создания отдельной украинской нации. По мнению исследователей, язык сочинений А.В. Духновича наиболее близок к русскому литературному языку, хотя некоторые исследователи отмечали его близость к «язычию» галицких «будителей». С юности А.В. Духнович писал стихи, в том числе на венгерском, словацком языках, латыни. Сначала его лирика носила сентиментально-романтический характер, со временем основное место в ней заняла общественная, педагогическая, а также религиозная тематика. А.В. Духнович использовал художественное творчество для распространения просветительных идей. Стихотворение «Вручание» (1850 г.), ставшее впоследствии народной песней, начинается строками: «Я Русин был, есьм и буду, / Я родился Русином. / Честный мой род не забуду, / Останусь его сыном». Слова стихотворения «Последняя моя песнь» (1862 г.) также были положены на музыку, стали завещанием автора молодым русинам: «Не берете чужи перя, / Бо то ваших лишь потеря. / С мыслию о горней жизни / Жийте благо для отчизны, / А чужины стережется, / Чуже в вас не устоится». Исследователи отмечают, что порой в стихах А.В. Духновича стирается грань между авторским текстом и фольклором. Кроме того, ему принадлежат две пьесы. А.В. Духнович писал исторические и философские произведения, составлял календари (месяцесловы). Ему принадлежит «Истинная история карпато-россов» (1853 г.), написанная с просветительскими целями. Особое место занимает его педагогическое наследие – учебники, хрестоматии. Наиболее крупной работой стало пособие для преподавателей «Народная педагогия в пользу училищ и учителей сельских». Первая часть «Педагогия общая» была опубликована в 1857 г. во Львове. Вторая часть, как полагают исследователи, была написана, но до настоящего времени не обнаружена. А.В. Духнович как гуманист проводит идею необходимости христианского воспитания молодёжи. Несколько работ А.В. Духновича посвящено религиозным проблемам. Написал «Историю Пряшевской епархии» (1846 г.). В 1851 г. в Буде был издан «Литургический катехизис», в котором А.В. Духнович изложил православную точку зрения на пресуществление Святых Даров. На него донесли римскому нунцию в Вене. Испытав серьёзное давление со стороны церкви, он согласился вырезать из книги некоторые страницы (часть тиража сохранилась в первоначальном виде). Во втором издании в 1854 г. они были опущены. Многие произведения не были опубликованы при жизни А.В. Духновича, он передавал рукописи на хранение в библиотеки Галиции. Перед смертью А.В. Духнович причастился из рук Пряшевского епископа Иосифа Гаганца. В Прешове создан театр его имени (1990 г.), в Ужгороде действует Общество А. Духновича (1994 г.), установлено несколько памятников А.В. Духновичу.



 
PR-CY.ru