ДАДА, КВИНТИЛИАН и МАКСИМ

ДАДА, КВИНТИЛИАН и МАКСИМ (ум. в 286 г.) – мученики Доростольские (память 28 апреля, память в Западной церкви, память в Греческой церкви 13 апреля), пострадали во второй год правления императоров Диоклетиана и Максимиана. Дада, Квинтилиан и Максим происходили из города Доростола в Нижней Мёзии (современный город Силистра, Болгария), где в то время римскими наместниками были Тарквиний и Гавиний (в источниках приводятся также другие имена наместников), известные своей ненавистью к христианам. Максим был чтецом в одной из церквей, а Дада и Квинтилиан – его учениками (в славянской традиции считается, что все они были братьями). После доноса их схватили в имении Максима в Озовии, в пригороде Доростола, и предали суду под председательством Тарквиния и Гавиния. Несмотря на угрозы, святые отказались участвовать в языческих празднествах, и снова были отправлены в темницу, где их укреплял являвшийся им ангел. После третьего заседания суда мученики были приговорены к смертной казни. Для исполнения приговора их снова отправили в Озовию, и после продолжительных пыток, во время которых на Максима был надет железный венец с заострёнными шипами, они были казнены через усекновение главы. Мощи мучеников в течение долгого времени считались утраченными, однако они были обретены чудесным образом (точное время исследователям неизвестно) и перенесены в Константинополь, в церковь Богоматери в квартале Виглентии, где отмечалась их память. Сохранилось небольшое анонимное греческое Мученичество Дады, Квинтилиана и Максима, как полагают  исследователи, составленное на основе древних актов, что подтверждается отсутствием в нём упоминания об обретении мощей мучеников. Сведения о Даде, Квинтилиане и Максиме содержатся также в Синаксаре Константинопольской церкви под 28 апреля, 28 июля (краткая заметка о празднике в церкви Богородицы в Виглентиях, в заметке помимо Дады, Квинтилиана и Максима упоминается мученик Каллиник) и 2 августа (обретение и перенесение мощей). Кроме того, в ряде рукописей сохранилась служба этим мученикам, её авторство приписывается Иосифу Песнописцу (IX в.). Память мучеников в западных мартирологах в соответствии с традицией греческих служебных миней помещалась под 13 апреля (некоторые рукописи Синаксаря, учтённые в издании Ипполита Делеэ, также помещают их память под 13 апреля). В современных Греческой и католической церквах память мучеников – 13 апреля.

 
PR-CY.ru