ДИМИТРИЙ ЛОТ ХИОССКИЙ

ДИМИТРИЙ ЛОТ ХИОССКИЙ (около 1733 – после 1811 гг.) – протопсалт Смирнской митрополии (1768–1788 гг.), мелург и кодикограф. Происходил с острова Хиос. Выполненные Димитрием Лот Хиосским с высоким художественным вкусом рукописи отражают певческую традицию Смирны (современный Измир, Турция) и являются ценными источниками для изучения произведений греческих мелургов, прежде всего, XVII–XVIII вв. «Анфология» Димитрия Лот Хиосского 1764 г., в которой собраны произведения древних дидаскалов, как следует из колофона, является списком со сборника лампадария Мануила Хрисафа (XV в.). Проставленные красными чернилами почти над всеми текстами параллаги (расшифровки попевок) принадлежат, как полагают исследователи, учителю Димитрия Лот Хиосского иеродиакону Феодосию Хиосскому, занимавшему в середине XVIII в. должность протопсалта в Смирне. В этой рукописи также содержится неизвестное по другим источникам прозвище Петра Пелопоннесского (также ученика иеродиакона Феодосия) – Бардаки из Мореоса. К 1767 г. относятся «Анфология» новейших дидаскалов и «Матиматарий», в которых собрано большое количество произведений мелургов XVII–XVIII вв.; здесь также красными чернилами проставлены параллаги; завершаются кодексы стихотворными колофонами, в «Матиматарии» – с акростихом. «Кратиматарий» Димитрия Лот Хиосского исследователи датируют 1769 г. В 1774 г. Димитрий Лот Хиосский выполнил обширный (930 страниц) второй том «Пападики», содержащий версии неизменяемых песнопений вечерни, утрени и литургии новых мелургов, часто «объяснённые» с помощью параллаги красными и чёрными чернилами. В начале списка «Новой Пападики» 1781–1782 гг. Димитрий Лот Хиосский поместил теоретический трактат Тиносского митрополита Кирилла. По замечанию Г. Статиса, показательно, что Димитрий Лот Хиосский не включил в столь полный сборник произведения протопсалтов Иакова и Петра Византийского. Рукопись завершается пространным колофоном с акростихом в стихотворной части; этот колофон почти без изменений повторил Димитрий Лот Хиосский в «Анфологии Новой Пападики» 1805 г. Исследователям известен список с кодекса «Анфологии» монаха Дамаскина Аграфорендиниота (конец XVIII – начало XIX вв.), повторившего без изменений авторские ремарки Димитрия Лот Хиосского к его песнопениям. Музыкальное творчество Димитрия Лот Хиосского охватывает разные жанры. Его «песненные» версии Трисвятого на гласы первый, четвёртый (с определением «краткое»), первый плагальный, второй плагальный (в рукописях прилагаются к мелодическим вариантам Великого славословия Петра Византийского, священника Баласиса, Йоваска Влаха, протопсалтов Великой церкви Иоанна и Даниила, митрополита Новых Патр Германа.

 



 
PR-CY.ru