БАЛАШОВ Дмитрий Михайлович - Страница 2

В романах «Бремя власти», «Симеон Гордый» и «Ветер времени» проблема цели и средств трактуется им через ключевое понятие «греха ради блага»: преступления, совершаемые персонажами ради высшей цели, расцениваются как подвиг, мученичество. Евангельские слова «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13) трактуются Д.М. Балашовым как сознательное обречение души на адские муки ради блага ближних. Последовательно приписывая русским князьям и митрополитам мысль, что «погубление» души есть жертва, избавляющая страну от бедствий, романист отходит от реального изображения свойственного эпохе православного сознания. Д.М. Балашов утверждал идею невозможности святости (отождествляемой с безгрешностью) в мирской жизни. Из всех типов святости он рассматривал в качестве подлинного лишь один – пустынножительство. Мессианский мотив связывал с фигурой Сергия Радонежского, который противопоставлен всей «земле» как «спаситель». Книги Д.М. Балашова вводят читателя в круг средневековой историко-философской мысли. В спорах героев, в рассуждениях автора сталкиваются, противоборствуют, накладываются друг на друга различные философские взгляды, богословские представления. Часто автор ведёт спор-диалог с самим собой. Абсолютизация крайностей нередко приводит Д.М. Балашова к дуализму, противопоставлению духа и плоти, сакрального и мирского. Отголоски мистических и еретических учений (зороастризма, гностицизма, манихейства) слышатся в рассуждениях романиста о добре и зле как двух извечных первоначалах, борьба между которыми признаётся необходимой для поступательного развития человечества. В финальных романах цикла («Святая Русь», «Воля и власть») православное вероучение отражено более глубоко и последовательно. На смену идеям, далёким от православного миропонимания, приходят темы эсхатологические, лейтмотивом становится мысль о милосердном и справедливом Суде Господнем, который рассудит все дела людские. Явственно звучит тема Промысла Божия, непостижимыми путями проводящего страну и народ через историческое бытие. В 1997 г. за цикл «Государи Московские» Д.М. Балашов был награждён Большой Российской литературной премией. Последние его очерки и рассказы собраны в книге «Любовь» (1999 г.), название ей дал очерк о православном «славянском ходе» по Балканским странам в поддержку Югославии и славянского единства, одним из организаторов и участников которого был писатель. Анализ причин, поставивших Россию в канун третьего тысячелетия на грань выживания, и программа спасения государства предложены Д.М. Балашовым в последней работе «Заметки на полях истории», опубликованной посмертно.



 
PR-CY.ru