БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ - Страница 3

Среди пасхальных песнопений в одной коптской рукописи начала IV в. встречается «великая песнь Моисея» из книги Второзаконие. Согласно ранним латинским Сакраментариям (например, Геласия первой редакции, около 700 г.), библейские песни исполнялись на пасхальном бдении вместе с соответствующими чтениями из Ветхого Завета (четвёртое чтение – это Исх. 15, седьмое – Исх. 5, девятое – Втор. 32); эта практика была известна не только в римском, но и в других западных обрядах. В конце IV – начале V вв. библейские песни – неотъемлемая составляющая служб суточного круга, о чём косвенно свидетельствует Пелагий (первая половина V в.), для которого «славословие и песни» у апостола Павла в Кол. 3:16 – это именно библейские песни: «гимном (апостол Павел) называет песнь вавилонских отроков, а песнями – Моисея и других пророков». Многочисленные авторы IV–V вв. называют среди библейских песней песни Моисея, Анны, Исаии, вавилонских отроков, новозаветные. Василий Великий (ум. в 379 г.) писал, что утренняя служба включала в себя «гимны и песни». Другой неизвестный автор-каппадокиец, чьё сочинение «О девстве» (около 370 г.) сохранилось под именем Афанасия, наставляет монахиню петь «на заре» после Пс. 62 песнь вавилонских отроков и гимн «Слава в вышних». К началу V в., по свидетельству Руфина Аквилейского, гимн вавилонских отроков повсеместно считался праздничной песнью; о том, что эту библейскую песнь поёт «вся вселенная», говорит и Иоанн Златоуст (ум. в 407 г.), а его ученик Прокл (434–446 гг.) свидетельствует, что эту песнь исполняли ежедневно по всему миру. Иоанн Златоуст упоминает песни пророка Исаии (из главы 26) и Анны. То же – у Филона Карпафийского. Согласно сирийскому «Завещанию Господа нашего Иисуса Христа» (V в.), на утренней службе пели «псалмы и четыре песни: одну из Моисея, из Соломона и какие-либо из других пророков». В «Апостольских постановлениях» (около 380 г.) песни из Евангелия от Луки приведены для вечерней (песнь Симеона Богоприимца) и утренней (Лк. 2:14 с великим славословием) служб. Древнейший перечень библейских песней, реально употреблявшихся за богослужением, принадлежит Никите Ремесианскому (340–414 гг.) и состоит из песней: двух Моисея, Анны, Исаии (26:9–20), Аввакума, Ионы (Иона 2:3–10), Иеремии (Плач 5), вавилонских отроков (Дан. 36:57) и Пресвятой Богородицы. Хотя Никита – западный автор, его перечень библейских песней близок к восточному. Самое раннее из ныне известных восточных собраний библейских песней, где полностью приведены их тексты, следует сразу после Псалтири в Александрийском кодексе Библии (V–VIII вв.). Оно состоит из песней: двух пророка Моисея, пророка Анны, Исаии (из 26 главы), Ионы, Аввакума, царей Езекии (Ис. 38:10–20), Манассии (эллинистический апокриф к 2 Пар. 33:12–13), пророка Азарии (Дан. (LXX) 3:26–45), вавилонских отроков (Дан. (LXX) 3:52–88), Пресвятой Богородицы, праведного Захарии, Симеона Богоприимца, а также великого славословия (христианский гимн, начинающийся с ангельской песни Лк. 2:14). Подобный набор из 14–15 библейских песней с незначительными вариациями (песни из Втор. и вавилонских отроков могут быть разделены на две каждая; могут быть прибавлены одна–две другие песни) получил широкое распространение на Востоке.

 



 
PR-CY.ru