БИЛИНДИН (Билигдин) Пётр Фёдоров

БИЛИНДИН (Билигдин) Пётр Фёдоров (ум. после 1716 г.) – один из ведущих иконописцев Оружейной палаты последней трети XVII – начала XVIII вв.; ученик Ивана Кириллова, затем Симона Ушакова, который в 1678 г. рекомендовал его, кормового мастера, на вакантное место жалованного иконописца (с 1689 г.). П.Ф. Билиндин – участник многих коллективных работ мастеров Оружейной палаты: по росписи Успенского собора Московского Кремля (1674 и 1680 гг.), по поновлению икон местного ряда иконостаса в дворцовой Сретенской церкви (1677 г.), по написанию икон праотеческого ряда иконостаса в дворцовой церкви великомученицы Евдокии (1678 г.), по росписи стен на сюжет «Видение царя Константина» в сенях Грановитой палаты в Кремле (1678 г.), дворцовой церкви Спаса Нерукотворного (1679 г.), по изготовлению изображений херувимов на холсте для дворцовой церкви Иоанна Предтечи (ранее церкви Иоанна Белградского, 1679 г.), по написанию икон для московского Новодевичьего монастыря (1683 и 1685 гг.) и росписи стен у западного входа собора Вознесенского монастыря в Московском Кремле (1684 г.). Самостоятельно выполнил северную и южную двери иконостаса дворцовой церкви Рождества Богородицы (1682 г.; не сохранились), иконы «Благовещение» и «Рождество Христово» для праздничного ряда иконостаса в московский Высокопетровский монастырь (1691 г.; не сохранились), поновил композицию «Покров Богородицы» на въездных Пречистенских вратах за Белым городом (1695 г.; не сохранилась), написал «Распятие с предстоящими» на стене над южным входом собора Крестовоздвиженского монастыря на Знаменке (1697 г.; не сохранилось). В 1688 г. вместе с Кириллом Улановым создал иконы «Воскресение со страстями и праздниками», «Святитель Николай Чудотворец в житии», «Преподобный Сергий Радонежский в житии» (не сохранились) местного ряда для церкви Живоносного Источника в Богородицком городке (современный город Богородицк, Тульская область). П.Ф. Билиндин писал иконы для домашнего обихода членов царской семьи: царевны Татианы Михайловны («Апостол Иоанн Богослов в молчании», «Богоматерь Страстная», «Богоматерь Иверская», 1688 г.), царицы Марфы Алексеевны (12 икон праздников, «Преподобная Марфа», 1688 г.), царевича Алексея Петровича («Святитель Амвросий Медиоланский, епископ Василий Парийский, мученик Памфил, великомученица Анастасия Узорешительница, мученицы Марина и Евгения, преподобный Иоанн Дамаскин», 1697 г.). В 1688 г. создал храмовый образ для церкви Святой Троицы в Пушкарях по заказу московского пушкаря Михаила Фёдорова Зубкова (Музей истории религий). В 1694 г. вместе с Николаем Соломоновым Вургаровым, Петром Коробовым и Максимом Ивановым был нанят купцом Логином Кондратьевым Добрыниным и священниками Феодором Михайловым и Феодором Назарцевым для письма иконостаса в церкви Воскресения в Кадашах (иконы хранятся в московском музее-усадьбе «Останкино», в Третьяковской галерее и в Государственном историческом музее). В конце 1690 гг. вместе с другими изографами Оружейной палаты П.Ф. Билиндин работал над созданием иконостаса Преображенской церкви в селе Большие Вязёмы по заказу князя Бориса Алексеевича Голицына, где выполнил иконы «Праотцы Сиф и Енох» (Третьяковская галерея) и «Праотцы Иуда и Вениамин» (Исторический музей). В 1702 г. написал икону «Праотец Иосиф» (Третьяковская галерея) для иконостаса церкви Космы и Дамиана в Кадашах. С 1698 по 1700 гг. торговал на Ивановской площади «печатной» (гербовой) бумагой. В Угличе писал иконы для церкви царевича Димитрия «на крови» («Спас Вседержитель на престоле», 1691 г.; Угличский музей). В 1701 г. писал иконы для церкви Воскресения Христова в подмосковной вотчине стольника Петра Михайловича Бестужева в селе Покровском, в 1703 г. вместе с иконописцем Василием Максимовым – для подмосковной вотчины боярина Тихона Никитича Стрешнева в селе Рождественском. Исследователи полагают, что последние годы жизни П.Ф. Билиндина прошли в Угличе, о чём свидетельствуют его подписные иконы, упоминаемые в документах, находившихся в храмах Углича: «Богоматерь Знамение» в церкви Иоанна Предтечи (1716 г.; не сохранилась), «Богоматерь» (Одигитрия?) в церкви Леонтия Ростовского (не сохранилась). По мнению исследователей, им были написаны иконы для Вознесенского монастыря в Угличе (не сохранились), о чём может говорить факт занесения около 1711 г. в Синодик (Угличский музей) обители рода художника. Творчество П.Ф. Билиндина – характерный образец искусства царских мастеров второй половины XVII в., следующего стилистическим новациям Симона Ушакова.

 
PR-CY.ru