БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 7

На Боголюбской иконе Высокопетровского монастыря было изображение припадающего князя Андрея. Известен случай, обусловленный воздействием почитания Боголюбской иконы, изображения князя Андрея на иконе «Моление о народе»: он представлен на иконе конца XVII в., написанной Фёдором Андреевым и происходящей из Донского монастыря (Третьяковская галерея), в числе припадающих святых. В XVIII–XIX вв. списки Боголюбской иконы почитались в Москве, в селе Юрьевском Боровского уезда Калужской губернии, в селе Зимарове Раненбургского уезда Рязанской губернии, в церкви царевича Димитрия в Угличе. Менее известные списки находились в Тамбовской губернии: во Введенской церкви в Елатьме (1771 г.), в соборе в Усмани (прославилась в 1831 г., празднование 25 марта), в Боголюбском женском монастыре в Козлове (ныне Мичуринск, празднование 29 октября); во Флоровской (Боголюбской) церкви в Туле (прославилась в 1771 г.), в церкви Воскресения Христова в Тарусе (пожертвована в 1790 г., прославилась чудесами в 1848 и 1870 гг.). Боголюбский образ прославился во время эпидемии чумы в 1771 г., когда Богоматерь, являясь разным людям, велела перенести икону из Боголюбова во Владимир. После перенесения чудотворной иконы эпидемия прекратилась, и с того времени был установлен обычай ежегодного принесения Боголюбской иконы во Владимир 21 мая. Кроме того, в течение года икону носили по разным городам и селениям Владимирской губернии. Многие списки Боголюбской иконы тоже прославились в 1771 г. и во время холерных эпидемий 1831, 1848, 1853 и 1870 гг. В XVIII – начале XX вв. параллельно существуют два основных иконографических извода. Первый извод представлен многочисленными иконами и эмалевыми образками – списками Боголюбской иконы. Эти памятники известны в трёх основных вариантах: первый точно копирует древний образец; во втором варианте (распространяется с конца XVII в.?) присутствует изображение припадающего к Богоматери князя Андрея Боголюбского (икона второй половины XVIII (?) в., поновленная в середине XIX в., в иконостасе придела святых Киприана и Иустины собора Покрова на Рву в Москве), иногда с изображением монастыря (икона первой четверти XVIII в., Владимиро-Суздальский музей). Этот иконографический тип иллюстрирует легенду о явлении Богоматери князю Андрею. Третий вариант, возможно, появившийся в начале XVIII в., включает изображение Боголюбского монастыря, помещённое у ног Богоматери (иногда с церковью Покрова на Нерли). Некоторые поздние списки Боголюбской иконы воспроизводят крест, приложенный к образу царём Фёдором Алексеевичем и прикреплённый к её окладу у правого плеча Богоматери. Второй извод восходит к типу «Моление о народе» и включает изображения святых, молящихся Богоматери (чаще всего московских чудотворцев), что связано с почитанием Боголюбской Московской иконы; особый тип «Моление о народе» (с фигурой предстоящего митрополита Петра) получил распространение в старообрядческом медном литье XVIII–XIX вв.



 
PR-CY.ru