БУЛДОВСКИЙ Феофил Иванович - Страница 4

Законное происхождение епископского сана Ф.И. Булдовского и более умеренная в сравнении с «липковцами» украинизаторская политика («лубенцы» разрешали в своих приходах совершать богослужение и на украинском, и на церковнославянском языках) обеспечили ему поддержку части приходов, главным образом, в Восточной Украине: в Полтавской, Черниговской, Днепропетровской областях. К лубенскому расколу также примкнули некоторые общины Подолии, ранее подчинявшиеся Павлу Погорилко. Максимальное количество приходов, перешедших в раскол Ф.И. Булдовского, некоторые современники оценивали в 200 общин. 25 июня 1925 г. Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Пётр (Полянский) подписал вторую запретительную грамоту на Ф.И. Булдовского, который запрещению вновь не подчинился. В июле по благословению архиепископа Григория (Лисовского) к митрополиту Петру (Полянскому) был отправлен протоиерей Иоанн Богданович с отчётом о положении дел на Украине и с прошением о канонической автокефалии. Митрополит Пётр не счёл возможным удовлетворить прошение. Вскоре Глуховский епископ, викарий Черниговской епархии, Дамаскин (Цедрик) составил краткое «Суждение о лубенском расколе», но оно не было достаточно авторитетно аргументировано. Изобличением раскола архиепископ Григорий поручил заняться новопоставленному Прилукскому епископу Василию (Зеленцову). Составленный им проект «Постановления Собора православных епископов Украины о лишении сана главарей Лубенского раскола и отлучении их от Церкви» был разослан украинским архиереям, одобрен и подписан экзархом Украины митрополитом Михаилом (Ермаковым), архиепископом Полтавским Григорием (Лисовским), епископами Кобелякским Николаем (Пирским), Прилукским Василием (Зеленцовым), Елисаветградским, управляющим Одесской епархией, Онуфрием (Гагалюком), Сумским, временно управлявшим Харьковской епархией, Константином (Дьяковым), епископом Александровским, управлявшим Екатеринославской епархией, Стефаном (Андриашенко), Мариупольским Антонием (Панкеевым), Каневским Василием (Богдашевским), Черкасским, викарием Киевской епархии, Филаретом (Линчевским), Сквирским, викарием Киевской епархии, Афанасием (Молчановским), Радомысльским, викарием Киевской епархии, Сергием (Куминским), Уманским, управлявшим Киевской епархией, Макарием (Кармазиным) – по числу подписавших его архиереев документ получил название «Постановление 13-ти». Перед тем как рассылать проект на подпись, архиепископ Григорий предпринял последнюю попытку призвать Ф.И. Булдовского к покаянию и направил ему копию постановления, но тот заявил, что не подчинится ему. Епископ Василий представил «Постановление 13-ти» на утверждение Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), который подписал его 5 января 1926 г.

 



 
PR-CY.ru