БРАМАНТЕ Донато - Страница 4

Известно, что Микеланджело позднее обвинил Браманте в том, что тот помешал осуществлению его проекта, который был отклонён и воплощён в меньшем масштабе лишь в 1545 г. Но дело было не в соперничестве мастеров, а в двух различных подходах к историко-идеологическому назначению монументального здания, которое Микеланджело представлял как сгусток сил, находящихся в напряжении, а Браманте – как совершенное равновесие форм. В этом совершенном равновесии должна была наглядно проявляться гармония вселенной, – закон, управляющий всем сущим, т.е. природой и историей. Браманте действительно не собирался строить архитектурную коробку для усыпальницы, а задумал здание, которое само по себе должно было приобрести то историческое и идеологическое значение, которое соответствовало «монументу», отвечавшему идеям Микеланджело. Создавая проект собора, Браманте задумал соорудить величественный монументальный памятник, не имевший себе равного во всей мировой архитектуре. В основу своего замысла он положил принцип центрально-осевой симметричной композиции, полностью отойдя от принципа базиликального плана. План собора, задуманного Браманте, представляет собой греческий крест, вписанный в квадрат, с апсидами на его концах, четырьмя квадратными капеллами и куполом в средокрестии. Таким образом, храм должен был быть хорошо уравновешенной и симметричной системой с перспективно организованным пространством внутри и пластически разработанным объёмом снаружи. Купол мог выступать лишь как развитие ввысь пролётов обоих рукавов трансепта, а пространство под ним должно было оставаться максимально свободным и, конечно, не заполненным массивной громадой задуманной Микеланджело гробницы. Таким образом, Браманте стремился сделать из главного храма христианства всеобщее явление, включающее в себя все частные проявления (природу и историю) и показывающее их логическую связь, зависящую от высшей логики творения. Он соединил два классических способа организации пространства: центрический план, образцом которого служил Пантеон, и продольный план, образцом которого служила базилика Константина. Тем самым стало возможным не только обеспечить перенесение идеи сферичности на плоскость, но и добиться огромного разнообразия световых эффектов. Браманте не довёл сооружение до конца, им были лишь начаты подкупольные пилоны и наружные стены собора. После его смерти строительством собора занимались последовательно Рафаэль, Перуцци, Антонио да Сангалло Младший. Все они стремились сочетать центричную форму сооружения с формой базилики, привычной для духовенства. Однако работы почти не двигались вперёд, а затем и совершенно прекратились. После смерти Антонио Сангалло в 1547 г. постройка перешла к 72-летнему Микеланджело, к  моменту смерти которого собор Святого Петра в основе своей был закончен, за исключением покрытия центрального купола (дальнейшая история собора Святого Петра связана с архитектурой барокко). Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. Он создал архитектурные образы, замечательные гармоничным совершенством и цельностью, свободным, творческим применением классических форм. Джорджо Вазари (1511–1574 гг.) писал в своих знаменитых «Жизнеописаниях»: «Браманте был человеком очень весёлым и приятным, всегда охотно помогавшим своим близким. Он был большим другом людей одарённых и покровительствовал им, сколько мог, что можно видеть на примере знаменитейшего живописца, обаятельнейшего Рафаэля Урбинского, которого он вызвал в Рим. Он всегда жил в величайшем почёте и вёл роскошнейший образ жизни, и на той высоте, на какую он был вознесён своими заслугами, всё, что он мог пожелать, было ничем по сравнению с тем, сколько он мог бы на это истратить. Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру. Импровизировал и сам и сложил несколько сонетов, если и не таких тонких, как это сейчас принято, но всё же довольно строгих и погрешностей не имеющих. Его очень высоко ценила духовная знать, и он был представлен бесчисленному множеству синьоров, которые с ним знались. Величайшей славой пользовался он при жизни и ещё большей после смерти, так как строительство Сан-Пьетро затянулось на долгие годы. Прожил Браманте семьдесят лет, и гроб его с величайшими почестями несли в Риме и папские придворные, и все что ни на есть скульпторы, архитекторы и живописцы. Погребён он был в Сан-Пьетро в 1514 году».



 
PR-CY.ru