БЕСПОПОВЦЫ - Страница 20

На соборе среди прочих был заслушан доклад Т.Е. Тулупова с историческим анализом воззрений старообрядцев на брак и призывом беспристрастно рассмотреть вопрос о новожёнах, было также зачитано письмо от отцов Преображенского кладбища С. Образцова, М. Спиридонова, З. Любезнова о необходимости разумного послабления устава в связи с «оскудением и ослаблением христианства». Почти единогласно была принята резолюция, в которой говорилось: «Не уничижая постановления наших предков... строгие правила о новожёнах не вменять духовным отцам в обязательное руководство». В случае несогласия отдельных сторон определили «не иметь никакого раздела между обществами», недовольным было предоставлено право апеллировать к Всероссийскому собору и добиваться созыва такового. В конце 1920 гг. общественная жизнь согласия практически повсеместно прекратилась. Преображенская федосеевская община вновь была зарегистрирована в 1945 г., число её членов в Москве составляло 2500 человек, с областью – 5 тыс. человек. В общине преобладали женщины, председателем была Н.Ф. Михайлова, настоятелем Крестовоздвиженского храма, где службы совершались почти ежедневно, являлся Н.Д. Ващенко. После кончины Михайловой в 1951 г. председателем общины был избран Сергеев, пользовавшийся большим авторитетом. Сергеева на этом посту в 1967 г. сменил М.И. Чуванов, потомственный федосеевец, большой знаток старообрядческой и древнерусской книжности, который возглавлял московскую федосеевскую общину до своей кончины (ум. 15 апреля 1988 г.). С конца 1980 гг. государство начало постепенно возвращать монастырские строения. Их ремонт, а также реставрация Крестовоздвиженского храма проводились под руководством председателя общины А.И. Лобзы и главного настоятеля А.М. Иванова. В настоящее время в общине действует воскресная приходская школа, возобновилась традиция призрения старых и немощных. Аналогичный путь (от почти полной ликвидации до постепенного возрождения) прошли и другие федосеевские общины. Центр московских филипповцев (Братский двор) в начале XX в. также пережил подъём, хотя уже в то время стала очевидной малочисленность согласия. Рядом с моленной на Братском дворе была возведена колокольня. 15 января 1912 г. состоялся собор, решения которого подтвердили строгие правила согласия: старожёнов и новожёнов, а также переходящих от федосеевцев не принимать на исповедь, живущих с жёнами и тех, кто ест мясо и пьет чай, отлучать от согласия; от федосеевцев в своё сообщество принимать через 6-недельный пост, от брачных поморцев – через 12-недельный, от прочих – через перекрещивание. В 1926 г. Братский двор был разорён, по устным свидетельствам, филипповская община собиралась на Рогожском кладбище. В 1940 г. филипповцам была передана бывшая федосеевская Никольская часовня на Преображенском кладбище, где немногочисленные последователи согласия собирались до 1990 г., когда из-за отсутствия прихожан часовня была закрыта. В настоящее время отдельные филипповцы проживают в Одессе, Нижегородской и Кировской областях, Кимрах, Сибири, в 1990 гг. появились свидетельства о небольшой общине в Румынии, делаются попытки возродить скитскую жизнь в Каргополе Архангельской области, где оказалась часть утвари из московской Никольской часовни. Как и другие течения старообрядчества, пережило подъём в начале XX в. Спасово согласие.  Центром согласия в те годы стал Нижний Новгород, о котором в 1967 г. неизвестный спасовец писал: «Церковь Христова нижегородская, впоследствии горьковская... была светочем для всех православных христиан-спасовцев, здесь был центр. Сюда направлялись наши надежды, отсюда мы получили свет евангельского учения». Съезды и соборы спасовцев, проходившие в Нижнем Новгороде, обычно приурочивались к проведению ярмарки. Первый легальный съезд малоначальных спасовцев состоялся 15–16 августа 1906 г. под председательством Н.Я. Кузнецова и был открыт докладом А.А. Антипина. В съезде участвовали более 80 посланцев из разных мест Нижегородской губернии. Одним из центральных был вопрос о мерах для поддержания малоначальных спасовцев по всей России.

 



 
PR-CY.ru