БЕРНАРДИН СИЕНСКИЙ - Страница 2

В проповедях Бернардин Сиенский касался вопросов догматики, морали, аскетизма и мистики, настойчиво призывал к почитанию Христа и Девы Марии, которую всегда считал своей особой покровительницей. Помимо проповедей, его литературное наследие составляют трактаты о Божией Матери и богословские сочинения, как на латинском, так и на итальянском языках. Он также написал один из первых трактатов по экономике, в котором обсуждались проблемы торговли, цены товаров и т.п. Поскольку во время проповедей Бернардин Сиенский использовал в качестве символа Христа табличку с его именем (а впоследствии даже призывал молящихся становиться на колени перед этим изображением), его заподозрили в ереси. В течение восьми лет он неоднократно подвергался различного рода обвинениям (главным образом, в распространении суеверий и подстрекательстве людей к идолопоклонству). В 1427 г. ему было приказано явиться в Рим к папе Мартину V (1417–1431 гг.), запретившему ему во время аудиенции использовать в проповедях таблички с именем Христа до тех пор, пока его дело не будет рассмотрено церковным судом. Процесс по делу Бернардина Сиенского состоялся 8 июня 1427 г. в присутствии папы в соборе св. Петра. Защитником выступал его сподвижник, известный юрист Иоанн Капистранский. В ходе судебного разбирательства, после исследования основных положений учения Бернардина Сиенского и его поведения, все обвинения были с него сняты, более того, папа предложил ему проповедовать в Риме и принять должность епископа Сиены. От этих предложений Бернардин отказался, так же как впоследствии отказался и от должностей епископа Феррарского и Урбинского, сославшись на то, что принятие должности противоречит его первоначальному призванию, тем более что его диоцез – вся Италия. Впоследствии против него несколько раз выдвигались обвинения, пока папа Евгений IV (1431–1447 гг.) буллой от 7 января 1432 г. окончательно их не приостановил. В 1430 г. Бернардин Сиенский, или (как называли его в Италии) «Апостол Святого Имени», стал главным викарием францисканцев-обсервантов. Он реформировал устав ордена и провёл целый ряд преобразований, главной целью которых было широкое включение монахов в проповедническую и преподавательскую деятельность (помимо этого он выступал за изучение всеми монахами богословия и канонического права). В результате проведённых реформ количество членов ордена выросло с 200 до 4 тыс., в том числе за счёт монастырей на славянских землях, Балканах и в Венгрии, где они получили название бернардинцев (всего он основал и реформировал около 300 монастырей). Оставаясь верным генеральному настоятелю францисканцев, Бернардин Сиенский выступал против попыток обсервантов провозгласить себя самостоятельным орденом. В 1433 г. он сопровождал короля Сигизмунда (1410–1437 гг.), сына Карла VI Люксембургского (1347–1378 гг.) в Рим на коронование императором. В 1439 г. Бернардин Сиенский принимал участие в работе Флорентийского Собора (1438–1445 гг.), выступая за унию между православной и католической церквами. В 1440 он читает в Перуджии лекции по нравственному богословию. В 1442 г. оставил свою должность, чтобы возобновить проповедническую деятельность. Несмотря на ухудшившееся здоровье, в 1444 г. он проповедовал в Масса-Мариттима, потом отправился в Неаполитанское королевство (из-за болезни уже не пешком, а верхом на осле), но добрался только до Л'Акуилы, в Акване, где скончался и был погребён с небывалыми почестями. Канонизирован папой Николаем V (1447–1455 гг.) 24 мая 1450 г. В иконографии Бернардин Сиенский обычно изображается стариком с изнурённым лицом, облачённым в рясу францисканского монаха. Основным атрибутом является табличка или диск с буквами «IHS», помещёнными в огненный круг, либо сердце. На некоторых изображениях у его ног лежат три митры, символизирующие три епископских титула, от которых он отказался. Как святой покровитель Сиены он изображается держащим в руках макет города. Над его ухом обычно парит голубь Св. Духа, указывая на то, что его слова боговдохновенны. Наиболее часто встречающаяся на изображениях святого надпись гласит: «(Pater) Manifestavi nomen tuum hommibus» («Я (Отец) открыл имя Твое человекам (которых Ты дал Мне от мира)»; Ин 17. 6). Среди его наиболее известных портретных изображений: картины Паоло ди Джованни (1403–1482 гг.) – Картинная галерея Сиены; Беноццо Гоццоли (1420–1497 гг.) – церковь Сан-Франческо в Монтефалько; Доменико Эль Греко (1541–1614 гг.) – Музей Эль Греко в Толедо. Память святого 20 мая.



 
PR-CY.ru