БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ - Страница 10

Просветитель Англии Августин Кентерберийский (ум. в 605 г.) основал на острове целый ряд бенедиктинских монастырей, в Германии устав Бенедикта Нурсийского распространял Бонифаций Уинфрид. Его любимый ученик Шторм основал в 744 г. знаменитую Фульду, превратившуюся в крупнейший миссионерский центр и рассадник образованности, образцом для которой послужили бенедиктинские монастыри Италии. Монастыри появлялись в девственных лесах, на горах, на берегах озёр и рек, а упорный труд монахов превращал «пустыни» в возделанные земли, подымал новь. Приютившаяся за монастырскими стенами духовная культура приносила обильные плоды. При каждом монастыре была библиотека, а в их внутренних школах готовили учителей, направлявшихся потом в другие места, а во внешних просвещали мирян. Светская власть также много способствовала этому процессу. Многие современники считали Бенедикта Нурсийского святым и чудотворцем ещё при его жизни. После разорения Монте-Кассино лангобардами его мощи оставались в монастыре вплоть до 672 г., когда по инициативе аббата монастыря Флориак (Флёрн, современный Сен-Бенуа-сюр-Луар) Муммола (Моммола) они были перенесены в этот монастырь (до сего дня каждое из этих аббатств настаивает на том, что именно оно обладает подлинными реликвиями). Сохранились описания перенесения: подробное анонимное и Павла Диакона (конец VIII в.), писавшего, что пришедшие из Галлии монахи забрали мощи святого целиком. В 750/751 г. папа Римский Захария (741–752 гг.) направил в Галлию аббата Монте-Кассино Оптата. Оной из целей посольства было добиться возвращения мощей Бенедикта Нурсийского в восстановленный кассинский монастырь (в Монте-Кассино 755–757 гг. была возвращена лишь часть мощей). В IX в., в период нападений норманнов, мощи тщательно сохранялись монахами Флориака, а 4 декабря 883 г. были торжественно поставлены в новой церкви аббатства. Впоследствии этот день стал праздноваться как день внесения мощей (illatio) Бенедикта Нурсийского. Они были в 1562 г. спасены от гугенотов, захвативших и разграбивших Флориак. В 1663 г. мощи Бенедикта Нурсийского были помещены в специальный мавзолей. Его жизнеописание из «Диалогов» Григория I Великого послужило основой многочисленных латинских средневековых проповедей и поэм в честь преподобного (монаха Марка, VII в.; Бертария, настоятеля Монте-Кассино, IX в.; монаха Аймоина из Флёри, X–XI вв.; и др.). В VIII в. жизнеописание Бенедикта Нурсийского было переведено на греческий язык папой Захарией, греком по национальности. На греческом языке известны также извлечение из этого жития (О заупокойной молитве) и краткое житие святого. Древнейший славянский перевод жития в составе «Диалогов» (в славянской традиции – Римского Патерика) был сделан либо в Великой Моравии, в кругу равноапостольного Мефодия (IX в.), либо учениками славянских первоучителей на рубеже IX–X вв. в Болгарии. Этот перевод сохранился в русских списках XVI–XVII вв. Второй (отдельный) славянский перевод жития, представленный сербским списком XIV в., выполнен в Чехии, вероятнее всего, в Сазавском монастыре в первой половине XI в. Третий перевод (в составе «Диалогов») осуществлён в Болгарии или болгарскими книжниками на Афоне около середины XIV в. Он известен в большом числе южнославянских и русских списков. В греческом календаре (Синаксарь Константинопольской церкви X в., Типикон Великий церкви IX–X вв.) утвердилась дата празднования памяти Бенедикта Нурсийского 14 марта, однако во многих византийских синаксарях и минеях южно-итальянского происхождения его память указывается 21 марта, а в ряде рукописей – 11 марта. В 1964 г. папа  Римский Павел VI (1963–1978 гг.) провозгласил Бенедикта Нурсийского небесным покровителем Европы за влияние, оказанное им и бенедиктинскими монахами на формирование христианской культуры. На Руси почитание Бенедикта Нурсийского получило распространение в киевский период. Его имя включено в перечень наиболее почитаемых святых в составе Молитвы против диавола (великоморавского происхождения) и Молитвы Святой Троице (чешского происхождения).

 



 
PR-CY.ru