БРЮССЕЛЬСКИЙ СОБОР

БРЮССЕЛЬСКИЙ СОБОР – один из ярчайших образцов готического искусства и действующее культовое сооружение, известное под названием собор святых Михаила и Гудулы в Брюсселе. По своему культурному значению он стоит в одном ряду с собором Антверпена и собором Парижской Богоматери, привлекая тысячи туристов и гостей бельгийской столицы. Собор расположен на холме Тройренберг, на границе Верхнего и Нижнего городов. В 1047 г. граф Ланса Ламберт II (ум. в 1054 г.) переместил мощи св. Гудулы в церковь св. Михаила и основал капитул в ней. Эту дату считают основной в образовании церкви святых Михаила и Гудулы, впоследствии преобразованную в собор (святые этого собора также являются святыми столицы Бельгии). Здание церкви изначально было построено в романском стиле – главенствующем архитектурном стиле того периода. В начале XIII в. Генрих I Смелый (1165–1235 гг.) – граф Брюссельский (с 1179 г.), первый герцог Брабанта (с 1183 г.) и герцог Нижней Лотарингии (формально с 1190 г.), граф Лувена, маркграф Антверпена – начал реконструкцию Брюссельского собора. В 1226 г. Генрих II Брабантский (1180–1248 гг.) решил изменить стиль постройки на готический, более актуальный для этого времени. Работы по строительству хоров продолжались с 1226 по 1276 гг. К 1450 г. строительство фасада в основном было завершено, а к 1485 г. закончена и внутренняя отделка. К концу XV в. Брюссельский собор превратился в выдающийся памятник готической архитектуры, к тому времени уже уступившей место стилю барокко. Внешне собор святых Михаила и Гудулы представляет собой типичное готическое сооружение с двумя, симметрично расположенными башнями. В каждой имеется терраса на высоте 64 м, которая является максимальной высотой собора (длина собора более 110 м, а ширина по внешней отделке 35 м; внутри собора центральное помещение имеет высоту 25 м). По некоторым показателям этот собор превосходит собор Парижской Богоматери (например, высота собора в Париже составляет 33 м). Экстерьер здания представляет собой симметричную готическую композицию с двумя башнями. Внутри каждой башни есть длинные лестницы, которые выходят на террасу высотой 64 м. Главный фасад собора имеет четыре двери с тремя стрельчатыми порталами входов и скульптурами святых над ними. Он был построен архитектором Жаном ван Рюсбрёком, автором брюссельской ратуши. Двери украшены коваными рельефами. Над центральным входом помещён огромный витраж. Внутреннее убранство и отделка относятся к разным периодам и эпохам. Неф собора украшен колоннами с ажурными капителями и статуями святых, скамьи в нём имеют тёмно-коричневый оттенок, контрастирующий со светлым залом. Витражи собора, украшающие главный зал собора, выполнены в XVI в. Жаном Хаекой, а витражи XVIII–XIX в. в боковых нефах изготовлены Жаном-Баптистом Капроньером. Внутри собора заметны отдельные элементы барокко, например, украшенные резными листьями колонны или статуи апостолов. Есть действующий орган, которому насчитывается несколько сотен лет. В соборе также находится мавзолей бельгийскому национальному герою Фредерику де Мероде. Если пройти по внушительной лестнице, установленной в 1861 г., можно попасть внутрь, где над интерьером главенствуют двенадцать массивных колонн, а сквозь готические окна с разноцветным стеклом в собор падает достаточное количество света. Со стороны хора его, наоборот, немного из-за совсем небольших расположенных над ним окон. В северной капелле, которая находится по левую руку от хора, есть несколько портретов королей и императоров разных стран. За свою историю Брюссельский собор видел много исторических событий. Под его сводами крестили и отпевали герцогов Брабанта, собор посещал Наполеон, а через несколько лет здесь же звучал Te Deum в честь победы союзных войск под Ватерлоо. В соборе совершались похороны Альберта I (в 1934 г.), его супруги Астрид Шведской (в 1965 г.), в 1995 г. собор посетил папа Римский Иоанн Павел II (1978–2005 гг.). В 1999 г. здесь состоялось венчание герцога Брабантского Филиппа и герцогини Брабантской Матильды, а в 2003 г. был оформлен брачный союз бельгийского принца Лорана и принцессы Бельгии. В течение всего XX в. собор перманентно реставрировался. Совсем недавно был отреставрирован алтарь храма, представляющий собой значительный памятник искусства.

 
PR-CY.ru