БАПТИЗМ - Страница 2

Но часть ее членов под руководством Джона Спилсбери вышла из нее и образовала первую церковь так называемых частных баптистов, которые следуют кальвинистскому учению о предопределении (согласно этому учение спасение предопределено Богом), об избранности к спасению, а также положению о том, что Иисус Христос умер только за избранных. Вероучение баптистов-кальвинистов представлено в «Лондонском исповедании» (1644 г.), в «Исповедании веры частных баптистов» (1677 г.) и в «Савойской декларации веры» (1678 г.). (Из последующих исповеданий веры наиболее авторитетны – Филадельфийское 1742 г. и Гемпширское 1832 г., но они не признаются обязательными.) В 1641 г. частные баптисты изменили свой обливательный способ крещения на крещение погружением (вскоре обе группы баптистов стали практиковать крещение погружением). Баптизм требовал религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от государства, предоставления права проповеди всем членам общины. Баптисты содействовали победе индепендентов во главе с Оливером Кромвелем (1599–1658 гг.), приобрели в это время множество приверженцев. Провозглашая принцип всеобщего священства, допуская всех членов церкви (в последнее время и женщин) к проповеди, баптисты всегда имели постоянных слушателей. Широкую известность получили проповедник Дж. Баньян (1628–1688 гг.) и Дж. Мильтон (1608–1674 гг.), который также признавал себя баптистом. После реставрации монархии Стюартов в 1660 г. общие и частные баптисты были подвергнуты суровым преследованиям, пока таковые не были смягчены Актом о веротерпимости в 1689 г. В 1770 г. было создано «Новое Сплочение Общих Баптистов», которое стало делать акцент на духовный опыт, основываясь на теологии основателя методизма Дж. Уэсли (1703–1791 гг.). В XIX в. большое влияние среди английских баптистов имел выдающийся проповедник Чарльз Спёрджен (1834–1892 гг.). Общие и частные баптисты в 1891 г. соединились и составили Баптистский союз Великобритании и Ирландии. Однако некоторые церкви частных баптистов остались приверженными строгому кальвинизму и отказались вступать в союз. Они стали известны как «Строгие баптистские церкви» и объединились в Ассамблею строгих баптистов. В XVII в. баптизм появляется и в Северной Америке. Основателем в 1639 г. первой баптистской церкви в Новом Свете в Провиденсе считается английский индепендент-эмигрант Роджер Уильям (1603–1683 гг.), который в 1631 г. основал в Род-Айленде (Новая Англия) колонию, где всем обеспечивалась свобода религии, а в 1639 г. – первую баптистскую общину. Он вошел в историю как борец за веротерпимость и свободу совести против местной пресвитерианской (кальвинистской) олигархии. В 1707 г. была создана Филадельфийская баптистская ассоциация, которая стала ядром формирования партикулярных баптистов в США. Специфика баптизма (демократичность организации, строгая дисциплина в общинах, активное миссионерство) обеспечила быстрый рост числа его приверженцев, особенно среди американских негров, большинство которых и поныне являются баптистами. Но массовое распространение баптизма в Северной Америке началось только с «Великого пробуждения» (движения среди североамериканских протестантов, направленное на возрождение и обновление религиозной жизни; свое название получило по словам из проповеди Г. Теннента (1735 г.): «Разбуди тех, кто спит… заблудших, не слышащих; пробуди их к новой духовной жизни»). Число баптистских церквей росло с продвижением поселенцев на Запад (1790–1830 гг.). В XVIII–XIX вв. внутри баптизма возникают новые толки (баптисты седьмого дня, баптисты свободной воли, евангельские христиане и др.) и группы инакомыслящих, впоследствии превратившиеся в самостоятельные протестантские церкви: адвентисты, Свидетели Иеговы, пятидесятники, которые, в свою очередь, распались на многочисленные разновидности.

 



 
PR-CY.ru