БЛАГОДАРЕНИЕ - Страница 2

В евхаристической молитве (анафоре) церковь возносит благодарение Богу за все Его дела (творение, искупление, освящение). Несмотря на то что Бог «благ к неблагодарным и злым» (Лк. 6:35), в евангельской притче о десяти прокажённых (Лк. 17:11–19) содержится предостережение от неблагодарности, а в притче о мытаре и фарисее осуждается лицемерное благодарение фарисея: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди» (Лк. 18:11). Согласно апостолу Павлу, к благодарению Бога приводит богопознание, которое доступно для всех людей «через рассматривание творений» (Рим. 1:20). Он отмечает, что причина многочисленных грехов, в которые впадали язычники, состояла в том, что они, «познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили» (Рим. 1:21). Основополагающую идею христианского благодарения апостол Павел выражает в призыве: «За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:18). Поводом для благодарения Бога могут быть как знаменательные действия Божьи, так и реальности повседневной жизни. Рассуждая, например, о принятии пищи, апостол Павел пишет: «Кто ест..., благодарит Бога. И кто не ест..., благодарит Бога» (Рим. 14:6). Обличая лжеучителей, гнушающихся браком и пищей, он говорит: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (1 Тим. 4:4; ср.: 1 Кор. 10:30). Сам апостол Павел являет пример непрестанного благодарения, призывая к этому адресатов своих посланий. Благодарение приносится им за духовных чад, дарованных ему Богом (1 Фес. 1:2; Кол. 1:3; 2 Фес. 2:13), за победу над смертью (1 Кор. 15:57), за успех в деле благовествования (2 Кор. 2:14; 1 Фес. 2:13), вообще за всё происходящее (2 Кор. 9:15; 1 Тим. 1:12; 2 Тим. 1:3; и др.). В послании к Ефесянам (1:3–14) содержится вдохновенный гимн, прославляющий Бога за дар усыновления во Христе, искупление и прощение грехов. «Откровение» Иоанна Богослова представляет благодарение как вечную хвалу, воздаваемую Богу в Небесном Иерусалиме (4:9–11; 11:16–17; 15:3–4; 19:1–8). Православная традиция рассматривает благодарение как нравственную обязанность христианина. Воспитание в себе чувства благодарения, «благодарного изумления перед беспредельной благостью Бога» располагает сердце к восприятию еще бо́льших духовных даров: «Дарования Божии к человеку привлекает сердце, возбуждаемое к непрестанному благодарению… Уста, всегда благодарящие, приемлют благословение от Бога, и, если сердце пребывает в благодарении, нисходит на него благодать». «Кто неблагодарен за малое, тот и в большем ленив и несправедлив… И дар не остаётся без усугубления, разве только когда нет за него благодарности».

 



 
PR-CY.ru