«АРАНЬЯКИ»

«АРАНЬЯКИ» – группа древнеиндийских священных текстов, входящих в корпус ведийской литературы (см. Веды). По времени создания, очевидно, следуют за брахманами, т.к. содержат материал из брахман, продолжают их или включаются в них. «Араньяки» традиционно соотносятся с «третьей стадией жизни», когда глава семьи, достигнув преклонного возраста, уходил в лес, становясь отшельником (ванапрастха), и предавался благочестивым размышлениям. Каждая «Араньяка», как и соответствующая ей брахмана, относится к одной из трёх вед. Например, к традиции «Ригведы» принадлежит «Айтарея-брахмана», а к ней примыкает «Айтарея-араньяка» из пяти книг; с «Яджурведой» связана «Шатапатха-брахмана», в которой содержится «Брихад-араньяка» («Великая Араньяка»). По содержанию «Араньяки», как и брахманы, раскрывают космологический символизм ведийского жертвенного ритуала. Наряду с толкованием его деталей в «Араньяках» всё чаще появляются богословские рассуждения об их глубинной сущности, о ритуале как механизме достижения бессмертия и познания Божественного начала. Появляется в «Араньяках» и представление о возможности замены «внешнего» ритуала «внутренним», т.е. чисто духовной практикой (например, учение о «внутренней агнихотре» в «Шанкхаяна-араньяке»). Позднее наряду с «Араньяками» важнейшими священными книгами для лесных отшельников становятся упанишады, в которых наиболее полно реализуются мистические тенденции, наметившиеся в «Араньяках». Древние упанишады входят в состав «Араньяков», сохраняя их названия. Так, «Брихадараньяка-упанишада» представляет собой последние шесть глав «Брихад-араньяки» в конце «Шатапатха-брахманы», а «Айтарея-упанишада» внедрена в «Айтарея-араньяку», образуя главы 4–7 её второй книги.

 
PR-CY.ru