АПОСТОЛЬСКИЕ СПИСКИ - Страница 3

7. Старолатинский тип основывается на том переводе Евангелия от Матфея, где Фаддей заменён Иудой Зилотом (встречается также в эфиопском «Послании апостолов»), но следует порядку апостолов, который приводится в «Деяниях апостолов». Зафиксирован в «Хронографе 354 г.» и на мозаике в баптистерии православных в Равенне, где вторым стоит апостол Павел, что характерно для латинского литургического типа. 8. Латинский литургический тип Апостольских списков отличают несколько признаков: появление на втором месте апостола Павла; перемещение апостола Филиппа на восьмое и апостола Фаддея на двенадцатое место, апостола Иакова Алфеева на седьмое (в позднейших латинских монотематических и комплексных списках ассоциируется с Иаковом, братом Господним). Он распространён, прежде всего, в латинской литургической традиции: сакраментарии Геласия, в ряде миссалов и других памятников (например, в приписываемой Августину четвёртой беседе о Символе веры, без Павла). Наряду с этими двумя типами в латинской литературе изредка употреблялись списки из Евангелия от Луки и «Деяний апостолов», а также другие варианты. 9. Византийский тип. Краткие Апостольские списки в византийской традиции довольно редкие. Исследователи указывают на анонимный список «Имена апостолов», следующий, в основном, Евангелию от Матфея, но содержащий в конце разночтения между тремя рукописями: А – Симон Кананит и Иуда Иаковлев (по Лк. и Деян.); В – Фаддей, он же Иуда, и Симон Кананит; С – Леввей, называемый Фаддеем, и Симон Кананит. Кроме этого исследователи указывают на неопубликованные списки в различных рукописях. Пространные Апостольские списки характеризуются интересом к одной или нескольким сторонам жизни и деятельности апостолов, которые могут быть изложены тремя различными способами. 1. Монотематические – как полагают исследователи, самая ранняя стадия пространных Апостольских списков, где к имени апостола может добавляться краткое указание на его происхождение из какого-либо города или колена (сирийское «Евангелие двенадцати апостолов»), на его родителей (греческий анонимный текст «Имена апостолов и их родителей»), жён и детей (четыре армянских памятника), на вид и место кончины (сирийский список). Иногда строгие критерии могут не выдерживаться, и монотематические Апостольские списки переходят от одной темы к другой. Так, два латинских текста «О праздниках апостолов» говорят то о месте кончины, то о месте погребения апостола. 2. Политематические. К этой категории относятся те Апостольские списки, где затрагиваются несколько последовательно изложенных аспектов (происхождение, затем профессия и т.д.). Таких Апостольских списков исследователям известно только два, причём оба надписаны именем Епифания Кипрского. Первый – это армянский текст, состоящий из пролога, перечислений мест происхождения, мест и видов кончины апостолов и списка святых жён (по происхождению близок ко второму сирийскому типу).

 



 
PR-CY.ru