АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ - Страница 2

Этот образ производил на читателей Филострата сильное впечатление, изображения Аполлония Тианского устанавливали в храмах, его почитали императоры Каракалла (211–217 гг.) и Аврелиан (270–275 гг.), а один из поздних софистов-неоплатоников назвал жизнь Аполлония Тианского «пребыванием бога среди людей». Сакрализованный образ Аполлония Тианского вызвал у ряда исследователей предположение, что Филострат попытался в своём сочинении создать образ языческого героя, который мог бы быть противопоставлен Христу. Во всяком случае, император Александр Север (222–235 гг.) поместил в своём ларарии (помещении для священнодействий) статую Аполлония Тианского рядом со статуями Христа, Авраама и Орфея, а Иерокл из Никомидии около 305 г. сравнивал чудеса, совершённые Аполлонием Тианским и Иисусом Христом, о чём свидетельствуют опровержения Лактанция и Евсевия Кесарийского. В XIX в. в работах Фердинанда  Кристиана Баура, одного из представителей Тюбингенской богословской школы, выдвигался тезис, что целью Филострата было противопоставить Аполлония Тианского Христу, а жизнеописание Аполлония Тианского – Евангелию. Позднее в науке отказались от этой точки зрения, основанной на предположении о заимствовании Филостратом христианских мотивов, и было указано на возможность обратного влияния: восходящий к пифагорейству идеал мудреца, стремящегося к очищению от всего земного, мог служить литературным образцом для христианской агиографии. В рамках другого научного направления – Школы истории религии (Religionsgeschichtliche Schule) – развивалась концепция своего рода «эллинизации» христианства и указывалось на связь христианской литературы с эллинистической ареталогией (жизнеописанием добродетельных мужей), игравшей большую роль в системе идей греко-римского мира, в которых существенное место занимала фигура странствующего чудотворца и философа. Говорилось даже о «мученичестве» Аполлония Тианского, но эта гипотеза была решительно отвергнута, поскольку в его биографии нельзя найти ничего похожего на известные акты мучеников. Согласно теории представителей той же школы, Аполлоний Тианский, Христос и апостолы представляют собой общий эллинистический тип «божественного мужа». Сохранились письма Аполлония Тианского, часть которых признаются подлинными, от его сочинений сохранились только названия, наиболее известное из них – «Жизнь Пифагора», которое использовалось Порфирием и Ямвлихом. В средневековых славянских литературах рассказ об Аполлонии Тианском известен по переводам греческой хроники Георгия Амартола. Отсюда он попал в памятники ранней русской хронографии – Летописец Еллинский и Римский. Как полагают исследователи, присутствовал уже в Хронографе «По великому изложению» (конец XI в.), через посредство которого вошёл в состав Лицевого летописного свода второй половины XVI в. (Российская национальная библиотека).



 
PR-CY.ru