АРСЕНИЙ

АРСЕНИЙ (ум. в 1409 г.) – епископ Тверской (с 1390 г.), основатель Жёлтикова в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, святитель (память 2 марта и в первую неделю после 29 июня – празднование перенесения мощей Арсения и в Соборе Тверских святых). Житие Арсения известно в большом количестве списков, редакции отличаются, в основном, количеством чудес, в наиболее ранней (1590 гг.; вторая половина XVII в. и др.) описаны два чуда (1566 и 1594 гг.). В Житии сказано, что оно было составлено через много лет после преставления святого. Источниками для Жития послужили краткие записи о святом, хранившиеся в Жёлтиковом монастыре и неполно отражавшие деятельность святителя: называя Арсения преподобным, Житие рассказывает преимущественно о событиях его жизни, связанных с историей монастыря. Житие дополняют летописные известия о закладке и освящении святителем храмов, крещении и венчании княжеских детей, миротворческой деятельности в конфликтах между тверскими князьями и кашинским князем Василием Михайловичем и др. В начале XVI в. независимо от пространного Жития было составлено проложное Житие Арсения. Сообщаемые им сведения отличаются от фактов, приводимых в пространном Житии, и представляются исследователям менее достоверными. Существует также Житие Арсения, написанное в 1764 г. архимандритом Макарием (Петровичем), ректором Тверской духовной семинарии (архив Тверской области); этот текст представляет собой беллетризированную обработку пространного Жития с добавлением сведений из проложного Жития. Пространное Житие говорит, что о происхождении святителя сведения не сохранились, в проложном Житии Арсений назван тверитянином. После смерти родителей Арсений принял постриг в Киево-Печерском монастыре, что даёт основание исследователям предположить, что он, скорее всего, был уроженцем Южной Руси. На основании ошибочного свидетельства святцев XVII в. Арсения называли также греком. Подвизаясь в Киево-Печерском монастыре, он вскоре стал образцом для других монахов, и на него обратил внимание будущий митрополит Киприан, который взял его с собой в Москву. После поставления Киприана на митрополию Арсений был возведён в сан протодиакона. В 1390 г. он вместе с митрополитом Киприаном, греческими митрополитами Матфеем и Никандром и русскими епископами Михаилом Смоленским и Стефаном Пермским приехал в Тверь для суда над Тверским епископом Евфимием (Висленом). Суд был не только церковный, но и мирской: Евфимия обвиняли «и архимандриты, и игумени, и священницы, и иноцы, и боаре, и велможи, и простии». Суть обвинений исследователям не вполне ясна: в летописях говорится о «мятеже церковном», причиной которого был Евфимий, в Житии Арсения Евфимий обвинён в ереси, Никоновская же летопись называет «жалобы» на него «клеветами». Так или иначе, митрополит Киприан был вынужден забрать Евфимия в Москву и в ответ на просьбу тверского князя Михаила Александровича 24 июля 1390 г. поставил Арсения на Тверскую кафедру. О его епископской хиротонии 24 июля 1390 г. сообщают Рогожский летописец, Симеоновская летопись, а также запись на бумажной вклейке в пергаменном Уставе (Исторический музей, XV в.).

 



 
PR-CY.ru