АНТОНИЙ, ИОАНН и ЕВСТАФИЙ

АНТОНИЙ, ИОАНН и ЕВСТАФИЙ – литовцы, братья, приближённые великого князя Ольгерда, мученики (память 14 апреля, 26 июля и в Соборе Белорусских святых). Существуют проложное и пространное Жития мучеников, служба (автор – некий Димитрий) и похвальное Слово (автор – ритор Великой церкви Михаил Вальсамон; греческий текст сохранился в рукописи XV в. Ватопедского монастыря на Афоне), написанные первоначально на греческом языке в связи с канонизацией мучеников в 1374 г. Греческие оригиналы проложного и пространного Житий неизвестны, славянские переводы (в списках начиная с XV в.) сохранились в двух редакциях: южнославянской, более близкой к греческому оригиналу и восточнославянской, переработанной и сокращённой. Служба известна только в славянском переводе в двух редакциях – краткой (в списках XV в.) и пространной (в списках XVI–XVII вв. и в печатных Минеях). Наиболее ранний – список славянского текста пространного Жития (в южнославянской редакции) и службы. Житие мучеников в списке начала XVI в. из Супрасльского монастыря предварено синаксарными стихами. Известен также славянский перевод похвального Слова Вальсамона в двух молдавских рукописях: Библиотека Академии Наук Румынии (1438 г.) и Библиотека Святейшего Синода (БСС) Румынии (XVI в.). Антоний, Иоанн и Евстафий были тайно обращены из язычества в православие священником Нестором, духовником княгини Марии Ярославны, жены Ольгерда. После принятия крещения братья отказались следовать языческим обычаям. Ольгерд, решив испытать их повиновение, предложил им вкусить мясо в постный день (согласно проложному Житию, это было в пятницу, накануне праздника Рождества Христова). Мученики ответили, что обязанности по отношению к Богу выше послушания князю. Братья были заключены в тюрьму. Не выдержав заточения, Иоанн согласился выполнять языческие обряды, и был отпущен. В надежде, что Антоний последует примеру брата, отпустили и его. Однако Антоний твёрдо исповедал православие, и его снова заключили в темницу. Скорбя о малодушии брата, Антоний отказался от общения с ним. Беседы со священником Нестором укрепили Иоанна, новым свидетельством своей веры он вызвал гнев княжеского окружения, был жестоко избит и вновь брошен в тюрьму. Вскоре братьев казнили: Антоний был удавлен 14 апреля, Иоанн повешен 24 апреля. После жестоких пыток (ему перебили ноги, отсекли нос и уши) 14 декабря был также повешен Евстафий. Местные христиане тайно погребли останки мучеников. В погребении Евстафия участвовали принявшие христианство старшие сыновья Ольгерда. На месте казни мучеников в Вильне попечением второй жены князя Ольгерда княгини Иулиании была позднее построена церковь во имя Святой Троицы. В 1374 г. мученики были канонизированы к местному почитанию Константинопольским патриархом Филофеем Коккиным (1354–1355, 1364–1376 гг.) после принесения частиц их мощей в Константинополь. Частицы мощей Виленских мучеников были помещены в кресте, подаренном патриархом Филофеем Сергию Радонежскому, о чём сообщает Житие преподобного, а также запись на деревянном футляре XVII в., изготовленном специально для этого креста. По мнению историка Владимира Андреевича Кучкина, привезти крест могло посольство Иоанна Докиана и Георгия Пердики зимой 1376/1377 гг. или, скорее всего, в начале 1377 г.

 



 
PR-CY.ru