АВРЕЛИАН из Реоме

АВРЕЛИАН из Реоме – монах-бенедиктинец, музыкальный теоретик. Жил во Франции, в монастыре св. Иоанна в Реоме, поэтому в литературе его иногда называли «Аврелиан из Мутье-Сен-Жан». О времени написания им трактата «Musica disciplina» (середина IX в.) исследователи судят по предисловию, в котором Аврелиан из Реоме посвящает свой труд внуку Карла Великого (742/747–1814 гг.) – аббату Бернарду, о котором известно, что в 843 г. он был архикантором, а впоследствии – архиепископом. Наибольшую ценность представляют главы VIII–XX, содержащие первое в истории музыки учение о григорианских ладах («церковных тонах»), сведения об их количестве и подразделении на автентические и плагальные. Аврелиан из Реоме подробно характеризует каждый из восьми тонов, приводя примеры из богослужебного репертуара. Кроме того, здесь дана характеристика ещё четырёх «новонасаждённых» (буквально «новообращённых» – «neophyti») тонов, добавленных, по словам автора, Карлом Великим для архаичных, не «вписавшихся» в заимствованную от греков ладовую систему песнопений. Важную часть модальной теории Аврелиана из Реоме составляет первое в истории учение о дифференциях (в оригинальной терминологии – «varietates», «divisiones»), а также учение об интонационных формулах типа NOEANE. В своём трактате Аврелиан из Реоме отмечал влияние ритмической структуры текста на мелодию. Ранее часть трактата ошибочно (на основании некоторых позднейших рукописей) приписывалась Алкуину (730/735 – 804 гг.). Уникальность трактата Аврелиана из Реоме состоит в том, что этот труд (за исключением незначительных компиляций Боэция, Кассиодора, Исидора Севильского, на основе которых составлены главы I–VII) является первым из дошедших до настоящего времени музыкально-теоретических руководств по антифонной псалмодии (см. АНТИФОН) и фиксирует певческую практику времени перехода от устной традиции к письменной.

 
PR-CY.ru