АНТИКУЛЬТОВОЕ ДВИЖЕНИЕ

АНТИКУЛЬТОВОЕ ДВИЖЕНИЕ – обобщающее наименование объединений, групп, отдельных лиц, выступающих против новых религиозных движений (культов, или «сект», в зависимости от принимаемой терминологии) с социологических или теологических позиций. Это светское движение критикует их с точки зрения нанесения вреда обществу и личности. В широком смысле – это любая оппозиция деятельности таких групп и организаций. Во многих западных странах от антикультового движения отделяют «контркультовое», в рамках которого критика ведётся с позиции традиционных религий; в России термин «контркультовое движение» используется редко. Антикультовое движение зародилось в США в начала 1970 гг. Первоначально оно ориентировалось преимущественно на конфессиональную критику различных групп новых религиозных объединений, затем к движению присоединились стихийно возникшие ассоциации родственников последователей религиозных новообразований, считавших, что культы негативно влияют на взгляды и поведение их детей. Большинство противников «культов», «антикультовой» и «контркультовой» направленности называют свою деятельность «антисектантской», а их оппоненты зачастую называют оба этих направления «антикультовыми». Активными участниками антикультового движения выступают отдельные светские психологи и социологи религии, обвиняющие культы в манипулировании сознанием, зомбировании и «промывании мозгов» своих последователей. Самыми известными в мире представителями являются Стивен Алан Хассен (род. в 1954 г.), Маргарет Тейлер Сингер (1921–2003 гг.), Роберт Джей Лифтон (род. в 1926 г.) и др. Наиболее известные антикультовые организации в США – Американская ассоциация семей, Проект духовных подделок, Сеть информирования о культах (с 1996 г. прекратила деятельность), Фонд гражданских свобод, Фронт освобождения христианского мира. С 1992 г. в России (Москва, Санкт-Петребург) и в Украине действует созданный в США Центр апологетических исследований, который публикует и распространяет критические материалы о культах (в том числе видеокассеты), располагает сайтом в Интернете. Антикультовое движение получило распространение в странах Европы (Германия, Греция, Дания, Франция). В основе идеологии антикультового движения лежит представление о культах как псевдорелигиозных образованиях, вовлекающих и удерживающих последователей посредством психологического насилия, сокрытия своих подлинных целей. Культы обвиняются в совершении уголовных преступлений, сознательном разрушении национальных традиций и семейных устоев. Свою цель участники антикультового движения видят в противодействии распространению культов, информировании общества об их опасности, побуждении государственных институтов ограничить или вовсе запретить деятельность религиозных объединений, причисленных к культам. При наличии самых разнообразных способов противодействия распространению новых религиозных движений в современной России термин «антикультовое движение» не получил широкого распространения. Исследователи предпринимают попытки дать развёрнутую классификацию данному явлению. Так, религиовед Игорь Яковлевич Кантеров (род. в 1938 г.) в книге «Религиоведение. Энциклопедический словарь» даёт следующее определение: «Антикультовое движение (АКД, сектоборчество) – обобщающее название соединений, групп, отдельных лиц, выступающих против новейших религиозных движений». Доктор теологии Венского университета, руководитель Информационно-консультационного центра им. преподобного Иосифа Волоцкого при Минской епархии Белорусского экзархата, референт по вопросам Нового Религиозного Движения (НРД) Минской епархии Владимир Александрович Мартинович (род. в 1978 г.) в своей работе «К вопросу о православном сектоведении в современном мире» описывает пять «школ сектоведения». Наряду с определением «противокультовой» (контркультовой) «школы», занимающейся «критикой учения, религиозных практик и деятельности НРД с позиций вероучения традиционных религий мира (либо с точки зрения какой-либо идеологии») им выделена и «антикультовая школа» сектоведения, которая ставит главной своей задачей борьбу с сектами и нивелирование их влияния на окружающее общество. Основным способом борьбы является создание отрицательного имиджа НРД в обществе посредством выявления негативной информации об их методах и формах работы со своими последователями, раскрытия материалов, так или иначе их компрометирующих. В качестве одного из основных источников информации о сектах выступают ретроспективные свидетельствования бывших членов сект и пострадавших от их деятельности. Работы антикультовой школы отличаются описательным характером и направлены на раскрытие всех реально или потенциально деструктивных составляющих НРД.

 



 
PR-CY.ru