АББАНЬЯНО Никола - Страница 2

Неопределенность и свобода, по Аббаньяно, составляют подлинное бытие человека, субстанцию человеческого Я, которая является и условием реальности, и условием человеческой судьбы, а также основой сосуществования с другими людьми. Только благодаря сосуществованию человек может реализовать свое Я. Иногда человек, указывает он, не принимает никаких решений, рассеян, не владеет собой и не владеет по-настоящему своими возможностями. Аббаньяно выявляет движение экзистенции как самоопределение человека, указывает, что структура экзистенции – это призыв к решению, движение, но не само решение. Не услышать призыв – возможность греха, погружение в жизнь такую, как она есть, расслабленность. Альтернативой экзистенции выступает вовлеченность: вовлекаться в экзистенцию – значит выбирать собственное предназначение и оставаться ему верным. Только в силу вовлеченности экзистенциализм может укорениться в своей возможности. Категория возможности у Аббаньяно выступает как метод – очерчивает всюду возможное быть, которое является возможным не быть. Возможность как отношение с бытием подтверждается ссылкой на Платона в «Софисте»: «Я утверждаю теперь, что все обладающее по своей природе (т.е. свойствам) либо воздействовать на что-то другое, либо испытывать хоть малейшее воздействие от чего-то незначительного и только один раз – все это действительно существует. Я даю такое определение существующего: оно есть не что иное, как возможность». Эта же категория является определяющей и в характеристике им «негативного» экзистенциализма, проявляющегося в различных человеческих ситуациях. Первая ситуация, в которой присутствует равнозначность всех возможностей, где каждый выбор оправдан, описывается философией Сартра и Камю. Каждый человек, будучи абсолютно свободным, проектирует свой мир, будучи ответственным за свой выбор. Но всякий проект, будучи ограниченным отдельно взятым сознанием, наталкивается на реальность и, следовательно, обречен на неудачу. Выбор, считает Аббаньяно, который не поддерживается верой в ценность того, что выбирают, – невозможен: это отказ от выбора, невозможность возможности. Другая ситуация, согласно Аббаньяно, возникает, когда существует равнозначность всех возможностей, за исключением одной – возможности смерти. В статье «Существование человека в мире» он характеризует взгляд Хайдеггера на существование человека, как способного строить проекты на будущее («проект смысла бытия вообще может быть сделан в горизонте времени»), но посредством выбора возможностей, которые он унаследовал от прошлого. В силу этого человеку достается один выбор – «бытие-для-смерти» – единственный и в силу этого необходимый. Превратить ли свою жизнь в непрерывный похоронный обряд или же отнестись к смерти как к факту среди прочих? Ни позиция Хайдеггера, ни позиция Сартра не удовлетворяют Аббаньяно. Как сгнившее яблоко отсыхает и падает, но дерево остается плодотворным, так и смерть, по его мысли, заставляет нас жить, открывая новые возможности в их прозрачности, отвлекая от всего, что рассеивает человеческую личность, устраняя наносное. Рождение и смерть, считает он, раскрывают нашу связь с другими людьми, и предлагает третий путь, представляющий возможность в качестве поиска, направленного на установление границ и условий самой возможности, называя ее трансцедентальной возможностью, выражающей вовлеченность человека по отношению к бытию. Эта возможность прикрепляет человека к Бытию, вводит его в коэкзистенциальное сообщество, должное в смысле верности самому себе и судьбе. Человеком осуществляется выбор самого себя в соединении прошлого с будущим: решение решать не имеет оттенка предопределенности и находится в руках человека – «человека выбирающего».

 



 
PR-CY.ru