АТЕИЗМ - Страница 30

Да и на широком советском фронте идейных бойцов «научные атеисты» оставались несколько в тени. На всех кафедрах и трибунах красовались другие группы: специалисты по историческому и диалектическому материализму, политэкономы, историки партии и научные коммунисты. Значимость атеистов находилась в обратной пропорции к успеху их деятельности, и чем больше им удавалось отбросить религию «на свалку истории», тем больше они сами становились анахронизмом. Тем не менее, в период становления коммунистической идеологии атеизм был востребован, а конкретные положения атеистического учения применительно к условиям России были разработаны в трудах В.И. Ленина «Социализм и религия» (1905 г.), «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.), «Об отношении рабочей партии к религии» (1909 г.), «Классы и партии в их отношении к религии и церкви» (1909 г.), «О значении воинствующего материализма» (1922 г.) и др., а также в его переписке. Критика религии и церкви для русского марксистов в начале ХХ в. служила конкретной практической цели – свержению монархии и приходу большевиков к власти. Для дореволюционной России, где государственной религией было православие, а законодательство не знало понятия «свобода совести» (в смысле права не исповедовать никакой религии), пропаганда атеизма означала разрушение основ традиционной государственности. В СССР атеизм стал не только государственной идеологией, но и составной частью политической практики. Можно выделить следующие направления в развитии атеизма в СССР: 1) продолжение теоретического обоснования атеизма; 2) создание правовой базы для ограничения деятельности (в некоторые периоды – вплоть до ликвидации) религиозных организаций; 3) конкретные мероприятия государства и атеистической части общества по борьбе с религией и религиозными организациями. Главная особенность советского государственного атеизма – партийное руководство всей атеистической работой. Уже в первых декретах Советского государства, направленных на секуляризацию (изъятие) церковного имущества и на ограничение влияния церкви, проявляется очевидная приверженность новой власти к атеизму. Декрет о земле, принятый на Съезде Советов 26 октября 1917 г., объявил о национализации всех монастырских и церковных земель «со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями». Затем последовали декреты «О расторжении брака» (16 декабря 1917 г.), «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» (18 декабря 1917 г.), которые лишили церковный брак юридической силы и передали ведение этих актов государственным органам. Постановление советского правительства от 11 декабря 1917 г. передало учебные заведения, принадлежавшие религиозным организациям, в ведение Наркомата просвещения. 20 января 1918 г. Наркомат государственного призрения издал приказ, отменивший государственные субсидии на содержание церквей и духовенства. Венцом советского законодательства конца 1917 – начала 1918 гг., ставшего основой развертывания атеистической пропаганды и агитации, атеистического воспитания, стал декрет от 23 января 1918 г.  «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Следствием этих законов и подзаконных актов стало полное изъятие принадлежавших религиозным организациям материальных ценностей всех видов, запрет на преподавание религии в учебных заведениях, исключая собственно богословские, которые, однако, почти все были закрыты в 1918–1919 гг., религиозное воспитание в организованных формах также запрещалось. Дозволенное декретом 1918 г. частное преподавание религии с 1929 г. интерпретировалось исключительно как право родителей обучать религии собственных детей. В 20-х гг. прекратился выпуск религиозных журналов и газет.

 



 
PR-CY.ru