АРИАНСТВО, ариане - Страница 11

С середины VI в. среди свевов усиливается православная пропаганда; обращение короля Теодомира и собор в свевской столице упрочили ее успех. Нигде церковные отношения не играли такой важной роли и не были так тесно связаны с политикой, как у вестготов, поселившихся в юго-западной Галлии и в Испании. Вестготы, как и бургунды, застали в Галлии очень влиятельное православное духовенство. Епископы были не только главными представителями культуры, но, благодаря своему честолюбию и связям с родственными сенаторскими фамилиями, пользовались огромным политическим влиянием. На владычество германцев-ариан эти гордые прелаты смотрели с ненавистью и презрением. С другой стороны, вестготские короли, видевшие в православном духовенстве своих злейших врагов, вовлекались в церковные споры и теснили своих противников. Такая политика стала особенно опасна с момента усиления православных франков. Ее результатом было поражение вестготов при Пуатье (507 г.) и потеря ими почти всей Аквитании. В Испании положение вестготов стало особенно трудным во время объединительных войн Юстиниана Великого. Тогда им угрожали враги с трех сторон – со стороны франков, византийцев и романского населения, восставшего под руководством ортодоксального духовенства. Опасность еще больше усилилась со времени перехода свевов в православие. Отношения между арианами и православным населением крайне обострились, и, вероятно, владычеству вестготов был бы положен скорый конец, если бы король Рекаред (586–601 гг.) не решился изменить учению Ульфилы. Он принял римское вероучение, и после Толедского собора (589 г.) оно стало обязательным для всех подданных короля. Рекаред увидел крайнюю необходимость навсегда уничтожить религиозный антагонизм, истощавший государственные силы. Кроме того, в лице богатого и влиятельного епископата король надеялся приобрести союзника для борьбы со светской аристократией. Но план Рекареда был неудачен. Усиление духовенства еще более ослабило центральную власть и привело вестготскую монархию к теократической системе управления. Религиозный вопрос еще больше обострился; начались фанатические преследования евреев и ариан, причем последние восставали под предводительством своих епископов. В первой четверти VII в. вестготское королевство стало легкой добычей мавров. Среди западных германцев готско-арианская пропаганда началась рано, однако она осуществлялась рядом с римско-православным влиянием. Победа ортодоксального учения стала возможной благодаря обращению в православие франков. Важно было также то обстоятельство, что большинство западногерманских племен сразу поселилось на территориях с православным романским населением. Крещение франкского короля Хлодвига (496 г.) имело огромное значение в христианизации германцев. Франкские короли из дома Меровингов своим обращением снискали сочувствие романского населения Галлии, подготовили его слияние с германцами-завоевателями, вступили в союз с влиятельным православным духовенством и, опираясь на эту силу, победили арианских еретиков – бургундов и готов. В VI в. христианство уже утвердилось среди всех германских племен, поселившихся в римских провинциях. Но племена, из которых образовалась нынешняя немецкая нация (саксы, тюринги, баварцы, алеманы), а также фризы и англосаксы еще держались язычества или были слегка затронуты христианством.

 



 
PR-CY.ru