АПОСТОЛЫ - Страница 11

В ранний период – это крест как орудие победы (у апостолов Петра и Андрея обычно кресты на длинных древках), венок – символ победы (мозаики баптистерия православных в Равенне, середине V в.; Арианского баптистерия в Равенне, около 500 г.), крест и венок (рельеф саркофага «Ринальдо», V в., Равенна). Отличительный атрибут апостола Петра, согласно евангельскому тексту (ключи), появился с середины IV в. (мозаика Санта-Констанца в Риме, IV в.). Известны изображения апостолов с предметами, которые упоминаются в евангельских чудесах, например, с корзиной хлеба и рыбой (саркофаг, IV в.). До запрещения символических изображений Трулльским собором (692 г.) были широко распространены образы апостолов-агнцев: перед вратами или выходящими из врат Вифлеема и Иерусалима (церковь Санта-Мария Маджоре в Риме, 432–440 гг.; церковь святых Космы и Дамиана в Риме, 526–530 гг.; церковь Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, 549 г.; рельеф саркофага из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, V в.). Наиболее распространенным типом апостольских композиций является изображение 12-ти апостолов, окружающих Христа, в основе которого лежит евангельская символика числа «12», связывающая ветхозаветные и эсхатологические образы. Ранняя иконография сцены (катакомбы Домитиллы, конец III – середина IV в.; рельеф серебряного реликвария из Сан-Надзаро в Милане, IV в.; рельеф реликвария, середине IV в.) восходит к античным изображениям философа в окружении учеников (напр., «Плотин с учениками» – рельеф саркофага, 270 г.). С IV в. эта композиция известна в росписях алтаря (конха апсиды церкви Сан-Лоренцо в Милане, IV в.; церкви Санта-Пуденциана в Риме, 400 г.). В рельефах саркофагов фигуры 12-ти апостолов могут располагаться по сторонам стоящего или сидящего на престоле Христа: каждая под отдельной аркой (саркофаг, IV в., Арль), попарно (саркофаг Проба из собора апостола Петра в Риме, 395 г.), группами по 3, 4, 5 (саркофаг из церкви св. Иоанна Студийского в Константинополе, V в.). В центре апостольского ряда также может изображаться Богоматерь с Младенцем (капелла преподобного Аполлония в Бауите (Египет), где изображено 14 апостолов, VI в.) и Этимасия (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, около 520 г.). С середины IV в. получает распространение композиция «Даяние закона», символизирующая Божественную полноту учения церкви, получаемого от Иисуса Христа. В центре – стоящий на горе с 4-мя райскими реками Спаситель с поднятой правой рукой (жест триумфа) и развернутым свитком в левой, слева – апостол Павел, справа – апостол Петр (мозаика церкви Санта-Констанца в Риме, середина IV в.; роспись золотом на донышке стеклянной евхаристической чаши, IV в.). Иконография также может включать изображения 12-ти апостолов (саркофаг, около 400 г.). Другой вариант представляет Иисуса Христа на престоле, передающим свиток апостолу Павлу (саркофаг из церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, V в.). Близким сюжетом является вручение ключей апостолу Петру (наряду с композицией «Даяния закона» представлен в росписи церкви Санта-Констанца в Риме, середина IV в.). В V–VI вв. изображения 12-ти апостолов в медальонах помещались в пространстве алтаря (Архиепископская капелла в Равенне; церковь Сан-Витале в Равенне, около 547 г., – на арках алтарного свода; кафоликон монастыря великомученицы Екатерины на Синае, 565–566 гг. – в апсиде; церковь Панагии Канакариас в Литрангоми (Кипр), вторая четверть VI в., – на триумфальной арке).

 



 
PR-CY.ru