АРИСТОВ Фёдор Фёдорович - Страница 2

Изучению жизни и творчества деятелей Карпатской Руси Ф.Ф. Аристов посвятил трёхтомное исследование «Карпато-русские писатели», из которого был опубликован только первый том (М., 1916 г.), содержащий очерк «История Карпатской Руси» и биографии писателей Дениса Ивановича Зубрицкого, Александра Васильевича Духновича, Якова Фёдоровича Головацкого, Адольфа Ивановича Добрянского-Сачурова, Александра Ивановича Павловича, Антония Степановича Петрушевича, Ивана Николаевич Гушалевича. В первом томе Ф.Ф. Аристов особое внимание уделил гонениям на православие в Карпатской Руси, в частности, на примере судьбы выдающегося религиозного деятеля архимандрита Алексия (Кабалюка). Второй и третий тома исследования были набраны в гранках, но не опубликованы (хранятся в семейном архиве Аристовых). В 1918 г. за труд о карпаторусских писателях Ф.Ф. Аристов был награждён Шахматовской премией Российской Академии Наук. Ф.Ф. Аристов планировал написать фундаментальный труд «Основы русской политики в национальном вопросе», с 1905 г. собирал материалы по данной проблеме. В лекции «Русское религиозное и национальное самосознание» (1918 г.) рассматривал религиозное начало как основополагающее для русской концепции государственности. Сущность русского религиозного самосознания видел в «идеале Святой Руси», служение которому предполагает, по мнению Ф.Ф. Аристова, защиту всех «единоверных народов» (греков, румын, сербов, болгар, грузин и др.). Ф.Ф. Аристов считал, что русский народ, сохранивший в неприкосновенности православную веру, обязан встать во главе движения по объединению христиан, восстановлению христианской вселенской церкви. Основополагающей идеей культурно-исторической концепции Ф.Ф. Аристова исследователи называют представление о единстве славянского мира. Его разъединение, по мнению Ф.Ф. Аристова, есть следствие слабой реализации национального самосознания у славян, прежде всего, у русских. Ф.Ф. Аристов считал, что в выработке общеславянского мировоззрения значительную роль должны играть граничащие с Россией славянские области – Галиция, Карпаты, Буковина, где на протяжении многих веков утверждалась идея культурной и этнической общности местного славянского населения с русским народом, несмотря на распространение униатства и политический гнёт со стороны Австрийской империи. Грядущее воссоздание славянского единства виделось Ф.Ф. Аристову, прежде всего, в развитии этнокультурных связей. Предпосылкой «всеславянского объединения», с его точки зрения, является создание государства, которое кроме России, Украины и Белоруссии должно включать Галицкую, Угорскую и Буковинскую Русь. Сохранение богослужебного и языкового единства могло, по мнению Ф.Ф. Аристова, облегчить переход карпаторусского населения из униатства в православие. Ф.Ф. Аристов также занимался историей и этнографией других славянских и восточных народов, в частности чехов, словаков, китайцев, японцев, готовил к изданию исследования «Европа и Азия», «Русские исследователи Азии», «Словарь русских востоковедов».



 
PR-CY.ru