АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ (нем. Der absolute Geist) – одно из ключевых понятий философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831 гг.). Концепция абсолютного духа была впервые представлена Г.В.Ф. Гегелем в книге «Феноменология духа» (1807 г.), затем тщательно разработана в рамках сложившейся системы в «Философии духа» (1817 г.). В основании гегелевской философии лежало убеждение, что абсолютная идея, существующая «в себе» (до времени и вне пространства) в качестве божественного мышления, или логики, «отчуждает» себя в природу, в «бытие для другого» и затем в духе, высшей формой которого является абсолютный дух, возвращается к своей божественной основе, становится «бытием в себе и для себя». Эта последовательность (логика-природа-дух), хотя и не исключала другого способа изложения (в «Феноменологии духа»: дух-логика-природа), тем не менее, имела онтологический характер; её смысл заключался в переходе божественного мышления от вечности к времени, к истории, которую Г.В.Ф. Гегель рассматривает в качестве формы становления и самопознания духа. Однако, по Г.В.Ф. Гегелю, было бы ошибочным внутри этой онтологической последовательности понимать дух лишь в его «историчности», т.е. в качестве только последней, заключительной стадии развития абсолютной идеи. В «Феноменологии духа» Г.В.Ф. Гегель писал: «Как субстанция и всеобщая, себе самой равная постоянная сущность дух есть неизменная и незыблемая основа и исходный пункт действования всех и их конечная цель (Zweck und Ziel) как мысленное «в себе» всех самосознаний». Это представление о духе как «основе» и «конечной цели» выражает всю сложность, а вместе с тем и противоречивость концепции духа вообще и абсолютного духа в частности. Определяя дух как «абсолютное», Г.В.Ф. Гегель рассматривал его существующим в вечности и во времени, между тем, по Г.В.Ф. Гегелю же, дух становится тем, «что он есть», лишь во времени (т.е. в истории), хотя в вечности, в качестве «основы», дух энтелехиально (энтелехия – внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, из ореха вырастает дерево) направляет развитие абсолютной идеи. В итоге Г.В.Ф. Гегель создал концепцию становящегося духа. Главная роль в становлении духа принадлежит человечеству, которое в высших формах обнаружения абсолютного духа – в искусстве, религии и философии – не только раскрывает дух, но и в абсолютном знании (или самопознании) завершает его развитие. По этим причинам было бы заблуждением при внешнем и обманчивом сходстве формулировок отождествлять абсолютный дух Г.В.Ф. Гегеля с учением церкви о Святом Духе.

 
PR-CY.ru