АРТЕМОН - Страница 2

Под 12 апреля память Артемона отмечается в «Типиконе Великой церкви» X в., «Минологии Василия II» и Синаксаре Константинопольской церкви X в., под 13 апреля – в памятниках Иерусалимского устава, начиная с древнейших списков (XII в.), Исторический музей (1297 г.). В современном церковном календаре греческих церквей память Артемона празднуется 12 апреля. Пространное Житие Артемона сохранилось в двух славянских переводах. Древнейший находится в составе старославянской Супрасльской Четьи Минеи XI в. под 24 марта. Другой перевод этого Жития включен в Великие Четьи Минеи. Служба Артемону с каноном Георгия Никомидийского включена под 13 апреля в состав Минеи Российской национальной библиотеки (XII в.). В первой редакции нестишного Пролога, перевод которой был осуществлён на Руси в первой половине XII в., краткое Житие Артемона помещено под 12 апреля; во второй редакции, составленной в конце XII в., – под 24 марта. По используемому ныне в Русской православной церкви Типикону 13 апреля совершается служба Артемону без знака (см. Знаки праздников месяцеслова). Последование, помещённое в русской печатной Минее, известно исследователям по многим греческим кодексам византийского периода (например, Российская национальная библиотека, XI в.). Канон Артемону четвёртого плагального, т.е. восьмого, гласа с алфавитным акростихом принадлежит гимнографу Георгию, имя которого вписано в богородичны. Из двух известных исследователям седальнов четвёртого гласа один (XII в.) помещён в русской печатной Минее, другой (Российская национальная библиотека, XI в.) не вошёл в печатные богослужебные книги. В греческих рукописях студийского типа сохранился корпус стихир четвёртого плагального, т.е. восьмого, гласа, полностью отличный от опубликованного в современной славянской Минее. В современной греческой печатной Минее последование отсутствует, однако после шестой песни канона помещён cтишной синаксарь. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII в.), сказано об Артемоне (по мнению исследователей, ошибочно под 24 марта): «Старец с длинною бородою, был усечён мечом»; в иконописном подлиннике Сергея Тихоновича Большакова (XVIII в.) под 13 апреля: «Надсед, риза поповская празелень тёмная, брада Власиевы поуже, а не подвоилася». Святой изображён, например, в росписи нартекса церкви Святой Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), около 1386 г.; на вологодской минейной иконе на апрель, конец XVI в. (Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник); на иконе «Спас Еммануил, с припадающими священномучеником Артемоном и преподобномученицей Евдокией», 1660 гг., мастера Оружейной палаты (Государственный музей-заповедник «Коломенское»); в росписи церкви святителя Николая в Пелиново (1717–1718 гг.); в Строгановском иконописном подлиннике (последняя треть XVIII в.) – в фелони, с благословляющей десницей и Евангелием в левой покровенной руке; на эмалевой иконе «Минея на апрель», XIX в. (Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»).



 
PR-CY.ru