АЛКУИН - Страница 2

Алкуин – автор множества латинских поучительных, панегирических, агиографических и литургических стихотворений, а также загадок (излюбленный англо-саксонский жанр) в стихах и прозе. Семь свободных искусств считал он ступенями восхождения к теологии (эту схему, заимствованную у Кассиодора, Алкуин изложил в своих «Дидаскалиях» – учебнике тривиума) и стремился привить своим ученикам любовь к античной культуре. Его перу принадлежат многочисленные письма (сохранилось около 300 – образец изящного и благозвучного латинского стиля); а также учебные пособия «Грамматика», «Диалектика», «Риторика», «О движении и затмениях Луны и о високосном годе» (некоторые в диалогической форме), аллегорические комментарии на некоторые книги Библии, богословско-полемические трактаты против сторонников адопционизма («Книга против ереси Феликса (Ургельского))», «Четыре книги против Элипанда (Толедского))», «О вере в Святую и нераздельную Троицу» и др.), сборник богослужебных текстов («Книга таинств»), книга стихотворений «Carmina». Кроме того, Алкуин редактировал искаженные переписчиками экземпляры Вульгаты и ряд агиографических сочинений (житий святых Йоркской церкви). С 796 г. он занимал пост аббата привилегированного монастыря в Туре (аббатства св. Мартина), где также развил бурную педагогическую деятельность, организовав теологическую школу и скрипторий, прославившиеся как «второй Йорк», а также вел дискуссии с адопционистами, отстаивая правомерность filioque. В 800 г. Алкуин удалился на покой и остаток жизни провел в монастырском уединении, но до самой кончины состоял в активной переписке с Карлом Великим, своими английскими друзьями и учениками (например, с Арпоном Зальцбургским). Так, к 800-му г. относится его послание в стихах к Карлу перед его путешествием в Рим для коронации. Алкуин выражает желание, чтобы Карлу удалось дать внутренний мир Риму, чтобы ему «как правителю и защитнику церкви» удилось уничтожить симонию (продажу церковных должностей). Человек церковного благочестия, послушный сын папского престола, Алкуин, однако, вполне сочувствовал теократическим стремлениям Карла, который, как ему казалось, мог осуществить идеал христианского государства, проникнутого религиозным духом и нормируемого законами церкви. Значение Алкуина и Академии для развития художественной литературы и народного просвещения на Западе огромно. Можно сказать, что с него начинается непрерывная эволюция новоевропейской (в отличие от античной) поэзии. Дело Алкуина в области образования и просвещения продолжил воспитанник его школы  ученый-энциклопедист и схоласт, аббат монастыря в Фульде Рабан Мавр (Магненций; 776/784–856 гг.).



 
PR-CY.ru