АКЕФАЛЫ - Страница 2

Севир, патриарх Антиохийский (512–518, ум. в 538 г.), утверждал, что в Иисусе «природа» частная, т.е. что человечество Христа является человечеством одного индивидуума, Иисуса, а не общей человеческой природой. Севир не признавал одинакового присутствия божества в теле воскресшем и в теле, лежавшем во гробе (отсюда его учение о Евхаристии как причащении воскресшего тела Христа). Он возвел страдательную способность человека, тление (в самом общем смысле этого слова), в необходимый признак человеческой природы, без наличия которого невозможно говорить о «единосущии нам» даже и плоти Христовой. Юлиан дошел в противоположной точке зрения до того, что не только приписывал плоти Христа (а не только его божеству) способность не поддаваться тлению, но отрицал для этой плоти саму способность истлеть, признавая эмпирический факт разрушения тела (казнь, раны) Спасителя лишь в порядке особого чуда. В VI в. юлианизм был разделен на два направления: юлианизм Юлиана (исчез в VII в.) и актистизм. Придерживавшиеся учения Юлиана получили название «диафориты» (т.е. признающими «различие» божества и человечества во Христе). Актистизм радикализировал учение о теле Христа: оно объявлялось «от самого соединения» не только нетленным, но и нетварным. Отсюда и название, данное последователям этого учения, – «актиститы» («нетварники»). После более чем скандального «восстановления» актиститской иерархии – мертвой хваткой последнего их епископа, Прокопия, не пожелавшего рукополагать преемника в одиночку, в нарушение Первого Апостольского правила, – часть актиститов эмигрировала в Армению. Благодаря влиянию рукоположенного армянскими монофизитскими епископами сирийского епископа Абд Ишо Второй Двинский собор в 555 г. анафематствовал Севира и принял актиститскую христологию. Второе крупное разделение монофизитского мира состоялось на почве триадологических споров – между севирианами и тритентами. Был поставлен вопрос, как совместить единство трех ипостасей Святой Троицы между собой с единством лишь одной из этих ипостасей с плотью. Название «тритеиты» («троебожники») происходит от выдвинутого в 557 г. Иоанном Аскуцангисом (или Аскунагисом) из Апамеи предложения рассматривать «ипостаси» лиц Троицы как «частные сущности», по Аристотелю, т.е. как «природу». Полное развитие эта мысль получила у Иоанна Филопона, который по первоначальным убеждениям был севирианин. Филопон отрицал реальное бытие всего, что не является индивидуумом, т.е. не признавал реального бытия «вторых сущностей» по Аристотелю (общих понятий – родов и видов, универсалий). Отсюда его триадология: в Троице три божественности (Отца и Сына и Святого Духа), как «три неких Бога» (по собственному выражению Филопона). Множественность божественностей обеспечивает их единосущие (поскольку единосущие может актуально существовать только во многом, единственное, уникальное не может быть ничему единосущным). Сущность Троицы при этом одна. Севирианский патриарх Александрии Дамиан (577/578 – 606/607 гг.), возражая Филопону, впал в другую крайность: он отождествил ипостаси и ипостасные особенности (идиомы). Согласно Василию Великому, ипостасные идиомы не являются самостоятельными реальностями, а лишь тем, что отличают ипостаси друг от друга, как то: Сын – «рождение», Отец – «нерожденность», Дух – «исхождение». У Дамиана ипостаси суть имена, и что их различие есть лишь различие имен (это полностью уничтожает реальность лиц (ипостасей) Троицы), единой реальностью в Троице, по Дамиану, оказывалась только одна – реальность божественной сущности. (Учение Дамиана будет актуальным для Эфиопии в XIV–XV вв. и позже.) Тритеиты были анафематствованы северианами в 569 г.



 
PR-CY.ru