АНАРХИЗМ - Страница 3

В США анархизм распространялся в самых различных формах: приверженцы штирнеровского анархо-индивидуализма, прудонисты, создававшие кооперативные ассоциации (Бенджамин Таккер, конец XIX – начало XX вв.), своеобразные анархические идеи принадлежат Генри Дэвид Торо (1817–1862 гг.) – идея гражданского неповиновения, призыв отказываться от сотрудничества с государством, от уплаты налогов и воинской службы и, наконец, идея слияния с природой. Идеи анархизма и феминизма развивала Эмма Гольдман (1869–1940 гг.). Пётр Алексеевич Кропоткин (1842–1921 гг.), подводя итог предшествующему развитию анархизма, писал: «Прудон продолжил работу Фурье и Оуэна, а Бакунин применил своё ясное и широкое понимание философии истории к критике современных учреждений... Но всё это было только подготовительной работой». П.А. Кропоткин предпринял попытку обосновать анархизм как мировоззрение, базирующееся на научно-позитивистском фундаменте, как универсальную теорию: от естественных наук до социологии и этики. Его основные труды: «Завоевание хлеба» (опубликовано в 1892 г.; «Хлеб и воля», опубликовано в 1919 г.), «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса» (опубликовано в 1907 г.), «Современная наука и анархия» (опубликовано в 1913 г.), «Анархия: Её философия, её идеал» (опубликовано в 1917 г.), «Этика» (опубликовано в 1922 г.). В своей анархо-коммунистической программе П.А. Кропоткин на первый план выдвигал личность и федеративный союз общин; проводил грань между обществом и государством: в первоначальном обществе царят равенство, солидарность и свобода; возвращение к этому естественному состоянию, по мнению П.А. Кропоткина, неизбежно, а следовательно, неизбежно и уничтожение государства, сущность которого в том, чтобы тормозить общественный прогресс и служить орудием эксплуатации и угнетения. В обосновании анархических идей П.А. Кропоткин опирался на историю, развитие которой представлял как последовательность циклов. Выводимый им закон цикличности общественного процесса должен был, по его мнению, дать обоснование необходимости уничтожения государства. «Одно из двух, – писал П.А. Кропоткин. – Или государство раздавит личность и местную жизнь, завладеет всеми областями человеческой деятельности, принесёт с собой войну и внутреннюю борьбу из-за обладания властью, поверхностные революции, лишь сменяющие тиранов, и как неизбежный конец – смерть! Или государство должно быть разрушено, и в таком случае новая жизнь возникнет в тысяче и тысяче центров, на почве энергической, личной и групповой инициативы, на почве вольного соглашения». П.А. Кропоткин выдвигал биосоциологический закон взаимопомощи как важнейший фактор эволюции. Взаимная помощь и солидарность – главные черты массы – являются, по его мнению, ведущим фактором прогресса, средством к выживанию видов и основой человеческой нравственности: «Общительность и потребность во взаимной помощи и поддержке настолько прирождены человеческой природе, что мы не находим в истории таких времён, когда бы люди жили врозь, небольшими обособленными семьями, борющимися между собою из-за средств к существованию». Идеология анархизма коренным образом противоречит христианскому учению о свободе человеческой личности и о государстве. Бог создал человека совершенным и свободным, но человек утратил свою свободу в результате грехопадения.

 



 
PR-CY.ru