АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ - Страница 2

В 1089 г. Всеволод Ярославич построил в Переяславле-Южном церковь во имя Андрея Стратилата. Внук Всеволода, младший сын Владимира Мономаха, Андрей Добрый родился 11 августа 1102 г. и 18 августа был наречён в честь Андрея Стратилата («Полное собрание русских летописей, М., 1965. том 15. Выпуск 2). Согласно редакциям Студийского устава («Мессинскому Типикону» 1131 г. и «Евергетидскому Типикону» первой половины XII в.) служба Андрею Стратилату соединялась с попразднством Успения Пресвятой Богородицы. В рукописных (например, XII в.) и печатных памятниках Иерусалимского устава память Андрея Стратилата фиксируется регулярно. В «Типиконе», принятом ныне в Русской православной церкви, а также в «Типиконе» Георгия Виолакиса XIX в., используемом греческими церквами, указана служба святого без знака (см. Знаки праздников месяцеслова) вместе со службой попразднства Успения Пресвятой Богородицы. Последование Андрею Стратилату, содержащееся во многих рукописных Минеях как студийского (например, Российская национальная библиотека, XII в.), так и иерусалимского типа, используется Русской и Греческой церквами и в настоящее время. Канон Андрею Стратилату (четвёртого плагального, т.е. восьмого, гласа; акростих «Песньми восплещу тебя, Андрей Стратилат. Иосиф» составлен Иосифом Песнописцем (ум. в 886 г.), имя которого вписано в тропари девятой песни. Корпус стихир славянских студийских Миней (например, Исторический музей, XII в.) отличен от находящегося в печатных греческих и славянских Минеях. В печатной греческой Минее после шестой песни канона на утрене помещён «Стишной Пролог». По неизданным греческим рукописям исследователям известны два канона: четвёртого плагального, т.е. восьмого, гласа гимнографа Георгия, имя которого вписано в богородичны, и канон первого гласа Иоанна монаха (например, XI в.). В византийском искусстве существовало несколько типов изображения Андрея Стратилата. Наиболее распространена его иконография как молодого воина-мученика в доспехах, с тёмными волосами и небольшой бородой, например, в церкви Богородицы в Студенце (Сербия), около 1235 г.; в церкви Вознесения в Милешево (Сербия), до 1228 г.; в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония), 1294–1295 гг.; в церкви Святой Троицы монастыря Ресава (Манасия; Сербия), до 1418 г.; в греко-грузинской рукописи (Российская национальная библиотека, XV в.) – в рост, в кольчуге и плаще, с мечом в правой руке, левой придерживает щит. В хитоне и гиматии Андрей Стратилат представлен, как правило, в византийских настенных минологиях: в нартексе церкви Сорока мучеников в Тырново (Болгария), 1230 г., – под 13 июля; в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.; под 6 июля – единоличное изображение и под 19 августа – старец вместе с пострадавшими с ним (четыре фигуры); в церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), около 1320 г., – под 19 августа, вместе с пострадавшими с ним; в церкви святителя Николая в Пелиново, 1717–1718 гг. Усекновение мечом Андрея Стратилата и с ним пострадавших представлено (под 19 августа): в настенном минологии нартекса церкви Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), около 1386 г.; одного Андрея Стратилата – в церкви великомученика Георгия в Старом Будимле (Джурджеви Ступови, Югославия, Черногория), вторая половина XIV в.; в нартексе архиепископа Даниила II, Печская патриархия (Югославия, Косово и Метохия), около 1337 г.

 



 
PR-CY.ru