АРАПОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ НЕДЕЛИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

АРАПОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ НЕДЕЛИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Болгарской православной церкви. Расположен в 8 км восточнее города Асеновград, близ села Арапово (современное Златоврых). Возник в 1856 г. как монашеская община, преобразованная через три года в обитель. Расположение Араповского монастыря на открытом пространстве в поле не характерно для болгарских монастырей, которые обычно устраивались на холмах, в предгорьях или в горах, и обусловлено нахождением вблизи него святого источника. Отсюда и специфическая черта внешнего облика Араповского монастыря, напоминающего средневековую крепость, хотя сами постройки не имеют фортификационного назначения и традиционны для эпохи болгарского национального возрождения. Строительство соборного храма, трёхнефного с тремя апсидами, было начато в 1856 г. мастером Стою, избравшим в качестве образца соборы Горно-Воденского и Бачковского монастырей; освящён в 1859 г. в честь святой Недели. Средства на постройку и украшение храма были собраны населением окрестных сёл; имена дарителей сохранились в ктиторских надписях над северными и южными вратами храма. В 1928 г. купол храма пострадал от землетрясения, восстановлен и заново расписан художником Н. Эвровым в 1930 г. В 1856–1859 гг. был возведён П-образный корпус, огибающий храм с востока, запада и севера (сохранился только западный двухэтажный келейный корпус); позднее в юго-западном углу пристроили Г-образное крыло (восстановлено в 1935 г.). В 1860 гг. на юго-востоке монастырского двора появилась трёхэтажная жилая башня высотой около 9 м (отреставрирована в 1970 гг.), по преданию, в ней неоднократно находил убежище легендарный родопский гайдук Ангел Воевода. В 1870 г. над святым источником (перед северными вратами) была поставлена часовня – однонефная постройка с апсидой и массивным цилиндрическим сводом; расписана в 1875 г. В 1929 г. в западной части Араповского монастыря была построена колокольня. Собор был расписан в 1864 г. художником Атанасом Атанасовым и, как полагают исследователи, его учеником, активным участником болгарского национального движения, художником Георгием Данчовым. Атрибуция основана на частично уцелевшей надписи: «...1864 юни 13 писа Георги». Поскольку Г. Данчову в период росписи было всего 18 лет, некоторые исследователи полагают, что речь может идти о другом мастере. Надпись над оконной нишей в алтарной апсиде сообщает, что украшению церкви содействовал «игумен Мулдавской обители архимандрит Софроний», впоследствии игумен Араповского монастыря. Среди росписей храма – житийные циклы святой Недели, великомученицы Параскевы, Иоанна Предтечи; в апсиде – изображение Божьей Матери «Ширшая Небес». На части фресок, датируемых 1870 г., изображены десять сцен из жизни святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия: создание славянской азбуки, проповедь Кирилла народу, смерть и погребение Кирилла и др. Патриотическая тенденция, характерная для искусства периода болгарского возрождения, нашла отражение в наличии среди образов храма изображений болгарских святых: царя Бориса II, Илариона Мегленского, епископов Марко Преславского и Иеронима Пловдивского, патриархов Иоакима и Евфимия II Тырновских, мученика Онуфрия Габровского и др., отдельно представлен житийный цикл Иоанна Рыльского (десять сцен), в том числе изображение встречи святого с болгарским царём Петром. В отличие от большинства обителей Пловдивского округа, где служили на греческом, богослужение в монастыре совершалось на болгарском языке. В 1862 г. при монастыре была открыта школа с преподаванием на болгарском языке. В обители подвизались деятели болгарского национального движения архимандриты Софроний и Сергий. В период игуменства архимандрита Софрония и при участии архимандрита Герасима была оборудована мастерская, выпускавшая эстампы патриотического содержания, распространяемые по всей стране. Исследователям широко известна литография, посвящённая покровительнице монастыря святой Неделе работы асеновградского мастера Димитра. Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. монастырь был сожжён отступавшими башибузуками и восстановлен после освобождения страны от османского ига. В настоящее время в монастыре три монаха. Монастырский комплекс объявлен памятником культуры национального значения.

 
PR-CY.ru