АССАЛИДЫ

АССАЛИДЫ – семейство коптских церковных деятелей и писателей, ярчайших представителей «золотого века» копто-арабской литературы и богословия (конец XII – первая половина XIII вв.). Богатое литератруное, философское, богословское и историографическое наследие, сохранившееся под именем Ассалиды, привлекало внимание многих исследователей. Э. Ренодо в 1713 г. установил, что это два независимых автора, а не один, как считалось раньше. При классификации ряда рукописей Британского музея (1894 г.) К. Рьё пришёл к выводу, что авторов было три. Коптские историки Якуб Нахла Руфайла (1889 г.) и Ладжна ат-Тарих аль-Кыбти (1925 г.) определили пять представителей рода Ассалидов: отец – Абу-ль-Фадл ибн Абу Исхак Ибрахим ибн Аби Сахль Джирджис ибн Аби-ль-Юср Юханна ибн аль-Ассаль по прозванию Фахр ад-Даула; его сыновья: 1) ас-Сафи Абу-ль-Фадаиль ибн аль-Ассаль, Сафи ад-Даула; 2) аль-Асад Абу-ль-Фарадж Хибаталлах ибн аль-Ассаль; 3) аль-Мутаман Абу Исхак Ибрахим ибн аль-Ассаль Мутаман ад-Даула; 4) аль-Амджад Абу-ль-Маджд ибн аль-Ассаль. Первые двое – родные братья, последние – их сводные братья. История жизни Ассалидов исследователям практически не известна. Происходило семейство аль-Ассаль из села Садамант (провинция Бени-Суэйф, Средний Египет). Старший из известных членов семьи, Абу Исхак Ибрахим, был соавтором видного коптского богослова конца XII в. Абу-ль-Хайра ибн ат-Тайиба ар-Рашида, состоявшего на службе у визиря при дворе правившей в Египте с 1171 г. династии Айюбидов. Исследователи полагают, что это обстоятельство позволило сыну Абу Исхака Абу-ль-Фадлу и его внукам занять высокое положение в Каире, где они стали крупными чиновниками и безусловными лидерами коптской общины. Жизнь и деятельность младших членов семьи пришлись на богатую событиями первую половину XIII в., когда Египет отражал атаки крестоносцев. Прочные позиции Ассалидов в администрации Айюбидов служат доказательством лояльности значительной части христиан-коптов к мусульманским властям и их враждебного отношения к участникам Крестовых походов. Основная часть наследия принадлежит трём братьям: ас-Сафи, аль-Асаду и аль-Мутаману ибн аль-Ассалям. Старший, ас-Сафи, расцвет творчества которого пришёлся на 1238–1243 гг. (ум. до 1260 г.), знаменит, прежде всего, как видный полемист и знаток канонического права. В жанре классического диалога он составил полемический сборник «Книга хитростей в ответах советчику» («Кита  б аль-миха  ль фи-р-радд аля-н-нассах»). Согласно ас-Сафи, человеческое познание имеет два источника – Священное Писание и вытекающий из его изучения и анализа церковный закон. В апологетическом толковании «Краткий трактат о Троице и единстве» («Фусу  ль мухтасара фи-т-татли  т ва-ль-иттиха  д») ас-Сафи отстаивает единую Божественную природу Христа, основываясь как на свидетельствах Евангелий и апостольских описаниях чудес, совершённых Христом, так и на своём личном опыте. В другом дошедшем до нас сочинении, апологии «Срединная книга» («аль-Кита  б аль-авсат»), он выступил в защиту подлинности и богодухновенности Нового Завета, опровергая традиционные исламские обвинения в искажении и фальсификации христианами Божественного Откровения. Главным трудом ас-Сафи и его основным вкладом в коптскую церковную культуру считается составленный им свод канонического права Коптской церкви, известный как «Номоканон» (араб. «Маджмуа аль-кава  ни  н»).

 



 
PR-CY.ru