На обратном пути Иаков, уже разбогатевший и опытный в разведении скота, со своими женами и детьми, со всем крупным и мелким скотом остановился у переправы через реку Навок. Он отправил всех вперед, а сам остался ночевать один на берегу. И здесь всю ночь с ним боролся какой-то человек, а когда наступил рассвет, Иаков ухватился за своего противника и сказал: «Не отпущу тебя, пока не благословишь меня». Незнакомец спросил у Иакова, как его зовут, и когда Иаков назвал себя, тот сказал: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Иаков назвал это место Пенуэл, ибо, говорил он, что видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа его (что само по себе было чудом). Но с тех пор он стал хромым, потому что противник дотронулся до сустава его, поэтому и доныне сыны Израиля не едят жилы, которая на суставе бедра у жертвенного животного. Исследователи высказали предположение, что противником Иакова у переправы был речной бог. Это подтверждается практикой многих народов искать милости у капризных и жестоких водяных богов.

У Иакова (теперь – Израиля) было двенадцать сыновей, самый любимый – Вениамин, а один из сыновей – Иосиф – был продан братьями в рабство в Египет. Там он стал советником фараона, и благодаря ему евреи смогли переселиться в плодородную долину Нила. Историк изобразил переход патриархов из долины Евфрата к берегам Нила в блестящей серии биографических очерков. Однако со смертью Иосифа патриархальный период в истории израильского народа считается законченным. С этого момента начинается национальная история евреев, у истоков которой, согласно Библии, стоит личность Моисея, вождя и законодателя. Он освободил народ из египетского рабства, предводительствовал им в скитаниях по аравийской пустыне, дал ему установления и умер в преддверии обетованной земли, вступить в которую ему самому было не суждено.



 
PR-CY.ru