5. Классики греческой трагедии и комедии.

Интенсивность общественного развития, сложность и глубина нравственных проблем, возникших перед отдельным человеком, поставили перед греческими поэтами новые задачи. Не только героический идеал, созданный эпосом, но и моральные постулаты хоровой лирики с ее ориентаций на врожденную доблесть не могли больше удовлетворять этические запросы широких кругов афинского демоса. Проблема индивидуального поведения в его соотношении с некими объективными силами, существующими вне человека, могла быть поставлена только принципиально новым жанром, который сделал бы поступки и размышления своих героев достоянием всей гражданской общины. Таким жанром стала в Афинах V в. до н.э. трагедия, и ее развитие в течение этого столетия отразило становление, расцвет и кризис афинской демократии и неразрывно связанного с ней полисного мировоззрения.

В Афинах трагедии вначале ставились один раз в году – на Великих Дионисиях; только с 433 г. до н.э. их начали ставить на другом празднике, посвященном Дионису, – так называемых Ленеях (конец января – начало февраля). Чтобы оправдать расходы, связанные с содержанием театра, в котором ставились трагедии, взималась плата за его посещение; однако неимущим и малоимущим гражданам расходы на театр оплачивались государством, поскольку оно понимало роль театра в идейном воспитании демоса.

По творчеству классиков греческой трагедии мы можем судить о том, как менялись не только религиозные представления греков, но и нравственно-этические, правовые и гражданские нормы. Так, для Эсхила и его предшественников было характерно мифологически-образное мышление, вера в существование могущественных и властных богов, в зависимости от которых находится судьба человека. Сюжетами служили мифы, в которых богам отводилась главная роль. Однако взаимоотношения между богами и людьми представлялись Эсхилу уже совсем в ином свете, чем их видел героический эпос. Поэтому он ввел в представление второго актера, драматическое действие стало главным в пьесе, а хор использовался только для сопровождения и комментария. Начали использоваться и декорации.

«Отец трагедии» Эсхил оказал сильное влияние на другого поэта – Софокла, который, по его же словам, достиг полной свободы творчества лишь тогда, когда преодолел «пышность» Эсхила, а затем «искусственность» собственного стиля. Мировоззрение Софокла формировалось а десятилетия, непосредственно следовавшие за победами при Марафоне и Саламине, в которых сами их участники видели проявление божественной благосклонности к Афинам. Глубокое убеждение Эсхила в том, что боги покровительствуют афинскому государственному строю, целиком разделялось Софоклом.

 



 
PR-CY.ru