ВВЕДЕНИЕ - Страница 7

На соотношение веры и разума существуют различные, порой противоположные точки зрения. «Вера – распятие разума», – утверждал датский религиозный философ XIX в. С. Кьеркегор (1813–1855). Широко известно также изречение одного из крупнейших апологетов (защитников) христианства, жившего в Карфагене в III в., – Тертуллиана (около 160 – после 220): «Верую, ибо это бессмысленно (нелепо)». Действительно, чтобы прийти к вере, приходится отказаться от многих достижений рассудка, сменить точку отсчета, перейти к иному миропониманию. Тертуллиан противопоставил религиозную веру античной философии: «Мы не нуждаемся в любознательности после Христа, не имеем нужды в исследовании после Евангелия». Если бы все можно было логично объяснить и доказать, не нужна была бы вера. Поэтому нужно признать, что существует коллизия между верой и разумом, и человеку приходится выбирать.

Наличие различных взглядов на соотношение веры и разума обусловлено объективными противоречиями между этими двумя способностями человека. Можно даже утверждать, что и сама наука во многом основана на вере, потому что в ее основе лежат различные гипотезы, предположения, догадки, домыслы. Люди могут верить в те или иные достижения науки, которые затем подвергаются сомнению и оказываются ложными. Все дело в том, что мы никогда не можем знать всех составляющих, а их отсутствие дополняем собственными фантазиями. Поэтому и научные представления о сущности религии, причинах ее возникновения и развития зачатую являются гипотезами.

Современная наука утверждает, что поведение человека невозможно понять, не обращаясь к его врожденным формам, получивших название инстинктов, которые имеют много сходного у людей и животных. Основных инстинктов четыре: половой, питания, агрессии и самосохранения. Инстинкт самосохранения заставляет животных и человека опасаться за свою жизнь, стараясь избегать ситуаций, которые угрожают смертью. Ощущение опасности заставляет испытывать чувство страха. Данный инстинкт, как и другие, имеет у человека свою специфическую форму, которой нет у животных, – осознание страха смерти. Человек отличается от животных тем, что он осознает, что живет, и осознает свою смертность. Соответственно, у него возникает страх смерти, заставляющий его сознательно избегать ситуаций, угрожающих жизни.

Страх смерти можно было бы отнести к фундаментальным потребностям человека, без которых его существование было бы невозможно, если бы речь не шла о потребностях, которые принципиально не могут быть удовлетворены. Страх смерти относится к таким переживаниям, от которых люди хотели бы отказаться, но не могут, потому что именно то, что от него не удается избавиться, обеспечивает существование человека как вида. Потребность в страхе смерти – особый вид негативных потребностей, невозможность удовлетворить которые и обеспечивает жизнь. Наличие такой неустранимой потребности делает жизнь человека фундаментально противоречивой, хотя и неабсурдной. Жизнь абсурдна в том случае, если человек умирает «насовсем». Если же отказаться от этого предположения, то страх смерти сам по себе отнюдь не абсурден, а необходим для жизни и эволюции.

 



 
PR-CY.ru